Начало приватизации государственной собственности

Содержание

�� ���� ������������ � ������ (�������� �����) / �����.��

Начало приватизации государственной собственности

� ������� �������������� � ����� ������� ���������. ��������� ��� ������� �� ���� “������������ � ������”. ����� ������������ ��������� �� �� ���������. �����, ���������� � ���������� ���������. 1. ������������ � ������ – ��� ������� �������� ���������������� ��������� � ������� �������������. ������������ � ������, 1990� �����. ����� ������������ ������.

����� ������������ ���� ������������ �������� ���������� ������� ���, �������������; �������� ������������� ������������� ������������ �����������, ��������� ������� ���������������� �������.� 1992 ���� ���� ������� �������. �������� ����� ��������� ������ �� �����, ��� � ���� ������, � ���������� ��� ������� ����� ��������� �����. ������� ����� ��� � ���� ������.

� �������, ��� ���� ������ ���� ������ � ����������� “�������”. � ���� �������� ���� ������ �� ���� �����. � ������, ��� ������������ ���� ���������, ��� ��� ���� ���������� ����������,��������� ���������� ��� ������, � ����� � ����������� ����� ������ �������������. 2. ��������� ������������. ��� ���? � ������. ��� ��� ��������� ��������������� �������������.

����������� ���� ������������ ��� ��-�������, ��-������, �� �� ������ ��� ������ ���� ������ ��������, � ��� ��������� �� ����� ����? �� ����� ���� ����������� ���� �������. � ������ ��������� ������. � ��� �� ������ ����, ������� �������, ������� ��������� � ���� � ���� �� ������������, �������, ����� ������� ������, ������� �� �� ������� �������. ��� �������� �� � ���. ��� �������.

������� ������� ������ ����������, ���������� ��, ������ � ��� ������� � ������� ����� “����� ���� ������”. � ���� �������� “��������” �����.� ��� �����������. �� ����� ������, ������. ��� � ����� ������ ���� ����� ������������ ��������� � ���� �����. ������� ������ ������ � ��� ��� �����, ������� ���������, ������ ������ �������� ���� ������” ������� �� �������. ������ � �������…

� ��� ����������� �� �������? �� ������� ������ “��������”. ���������, ������� ������������ ����� ����������� ���������� “��������” ����� � �������.�� ���������� ���������� �������� ���, �� � ����� ������� ����������� �������� ������� ���, ����� �� ���� ������� �� ������� � ������, � ��� ������ �� ����� ����? �� ����� ���� �������� ����� (������� �������) � ������ �������.

��� ��� ������ ���� ������ �������� �� ����� ����� ����, ������� �� ����������� ���� �����������. �� ����� ������ ������������ ���� ��� ����� ������� � ����. ����� ��� ������� ���� ����� �������. 3.��������� �� ������� ���������� � ������ � ������, ��� ������������ � ������, ��� ���������� ��������� ������������ – ��� ������ ���� ���������.

������� ����������, ������������� ������������ ���, �� ���� ���������������. ��������� ������. ������ ���������� � ������ ����� ������. ��� ������ ������ ��������� ������ � ������ �����������. ���� �������� ������� ��� ���������. ������������ ������ ����� ���� �� 31 ������� 1993 ����.

�� ��� ��� ����������� �������� ����� ��������� �� ���� � ��������� ��������������� ���, ��� ��� ���� ������� �� ��������� �� ���� ������� ����������� ���� ��������. � ����� � �������� �������� �� ������� ���� �������� � ��� ������ ��� ���� ��������� �������� � �������� ���� �� �� ����� ������� � ������� ����� ���� �� �������� ������������ �����.

������� ������ ������ � ��������� – “���� ��������”.�� ������ ��� �� �����. ������ ����� ������, ������� ����� ��������� �� �������� ��������. ������, ��������� ��� ���� ������ �� ��� ���������. ��������, ������ ��������� ������� � ������ ��������������� ����������� ������ ��� “�������” �� ����� � ������ “������”. ������� � �������� ��� �� ����� ������.

������ �� ��� ������ �� �� ��������� � ���, ��� �� ����������.��� ��� ��� ����������� � �� ������� ���� ���������������� ��� �� “������” ���� ������� ����������� �����. ����������� �� ������� �������� “������������”… ������������ ���� � �����, ��� ��� � �� ���� � ������� ���� ������ ������� (����� ����� ������ �� ����) ������ ������� � ��� �����������.

��� � ����� ��� ��������� ������ ���������� ���� ���������� ������ � ���� ��� ��������� ���������� ������� ����� “��������” �� �� ������� � ������� ����������� ���� ������ �� �������, ���  ��������� ��� ����� ���������� ��� � ��� ������������ �� ��� ���, ���� ��������. ��� � ������ ����������� �����, ��������� �������. ������� ������ � ��������� � ���������� “�����������” �������.

����� ��������� �������� ���������� ��������, ���� ���������� – ���� ����������� �� ������� ������ ��������, ����� �� ��� ��� �� ��������, ������ ����� ����������. �� ��� ������, ��� ��� ���� �� ����� ������ ����� � “������ ����”.���� – ���������� ��������, ��������� �� � �������, ������� � ��� ��� �������� ��������������� ��������� �� �������� ���������. ���� ������� �� ������� ��.

��� �� ��������� �������.����� �� ����� ������� ��������, ���������� ������� ����� ��� ���-��������. ����� ��������� � ������� �������� ������ ������������ �������. �� ��� ������� �� ������ �������, �� � ������ ������ ������, � ����� ����� ���� ������ ������������� � ����������� ��� ������� ������� – �� 300% �������.

������ �� ������������������ � ������ � ������, ��� ������������ � ������ – ���������. ������� �������� ���� ������ � ����������� �� ������� ����� ������������ � �� ��� ��� ����� �������� ������. � ������� ����� ��� �������.

��� �������� ������� �� “������” ���������� �� ��������������� ��� ������������� ������������ �� ������������, �� ��� �� ������������, �������� ��������� ����������� ����, �������� ������� � �������� ������� �������. 4. ��� ������ �� ���� ������������ ���������� � ������������� ���������� �����. � ������. ��� ������������ �� ����� ������� �������.

��� ��� ��������������� ��������� ���������� � ������� �������������.����� ����� �������� ����� ���������� ������� ������� ����. ����, ��� ������, ��������� �������� � ���������. �� ����� ������� �������, � �� ������ ������.��������� ����� ���� �������� �� ���� ������� ������ � ��������� � ���. ��������� � ��� ������ ��������� ��������.

��� ������������ �� ����������� ��� ���, ��� “������������ ���� ��������� � ����� �� ��������� ������� ����������� � ������”. � � ����� ��, ����� ��� ���� � ������, ��� ��� ������� ����������� � �� �������������.��� ���� ������� ��� ��������� ������������. ������� ����� ��������� �� �����, ��� ������ � ��������. ��� ������, ��� ��� ������ ����������� �������.

������� ��� ���������� �� �� ��������� ����� ��� �����-������ �����, ��� ��� ������ �� ��� ������ ���� ������, � ������ ���������� �� �� �����. ��� � �������� ����� ����� �� �����, � ���������� �� ����������� ���������� �����. 5. ������� ������������ � ������ ����� ���� ������ �� ������� ������� ���� � ���� ������ �������� ���������� �� ���������� �������.� ������.

��� ������������ � ������ ������ �� ������ ���. ��� �� �������� ������.��� �� ����� ������������?������������ – ��� ������� �������������� ��������������� ��� ������������� ������������� �� ����� ��� ������������ � ������� �������������.

������� ����� ������������ �������� ����������� ������� ��� ����������� ���������������� ������� �������� �������, �������, � ������, ����������� �� �������.������������ �������� � ���� ���� ��������� ������������, ������� ���� ������� 15 ���� 1992 ����.������ – ���������� �������������, ���������� � �������� ������������ ��� ������������ ����� ��������������� �����������.

�������� ����� “������” ��� ������� ����� ������ �� ���� ��������, ��� ��� ��� ����������� � ���������������� �����. ��� �������, ������������� �������� ������������ ��������:- ������������ ���� �������������- �������� ����� �������� �������������, ���������, ������, �������� � ������� � ������.

������������� �������:- �������� �������� � ��������� ������� � ����, ��� ������� ����� ������� �������� �� � ���- ��� ������������ ��������� ���������� ���� ���������� ������, ������� ��������� �����.- ��������� ������ ���������� �� ������� � ������. ��������� ������ “���������”.

�� ����� ������, ���� ������������ � ������ �������� �������������� � � ������� ������� ���� ���������� ���������.������������ �� ������ ��� �����, ������� ��������� ����� ����� �� ��������., � ����� �� ��������� ������� �������. 6. ��� �� �����, ������������ ������������ � 90-� �����. � ��� ����� ��������� �������� �����������, ���������� ��������.

��������� ��������, ��������� ���������� ��������� ������. � ������������� �� �� �������� “��������������”. ��������� ���������� � ������� ��������� � 1992 ���� �������� ������ ��������� ��������� ������������. ��� �������� ������ �������� �������. ��� �������� �������. ��� �������� �������� ��� �������. ��� �������� ������� �� �����. �� ������ 4 �����. ����������� ����������…

��� �������� �������� � 1993 �. � ������… �� � ������������ ��� ������� ���������� �� ��������, ����� �� ��� ��� � ��� �� �����. ��� ���� �������� ����� �����.� 90-� ����� ������� ������ �� �����. ������ �����, ��� � �� ������� ����� �� ������. ����� �������, ��� �� ������ ����� ������ ��� ������ “�����”. ������ ���� ���������� ����� � �����������, ��� � ��� ��������.

� ������, ��� ��������� ��������� ������������ ��� ����������� ������� ���� �������������.  7. � ������, ��� � �������� ������������ � ������ ���� ���� ����� � ������. ��� �������� ������������ ���������� ��� ����� ������������� , �������������� ����� ������� �������� (������ ��� ���������) ��������������� (�������������) ������������� � ������� ����.

��� ���������� ������������ ��������������� ���������. ��������, ���� �� 14 ������� 1992 ���� �914 “� �������� � �������� ������� ���������������� ����� � ���������� ���������” ������������ ������ “�� ������� ���������������� ������ � ������� � ����� �� 3 ���� 1991 ����.

������ �����������������, ��� ���������������� ��� �������� ���������� �� ������������, �� � ���� ����� ����� � ������������ ���������, ��� ��� ������������ ��������������� � ������������� ����������� ������ �������������� ������� ���������������� ������.

������ ���� ��������������� ������� ����������, ����������� ������� � ������� ���� � � �� ������� �������� ����������� ������ ����� ��������������� �����������.����������� ��� ������������ ����������� � ������� ���� ����������� ��������  � ��������� ��������, ��� � ������� � ��������� ������������ � ������. ���������� ����������� ���� ������ �� ��������.

��������� ����������� � ����������� ��������� � ��������� � ���� ����� �������� ������� ������� �����������, ��� �������� � �������� � ����� �����������.��� �������� ��������, ������ � ��� � ������ ������� ���������� � �����������, � ��� ������, ��� ������ ��� ����������� �� ���������������, � �������, ��������, �����… – ����������������, ������ ��� ���������������.

��������� �� ������ � ������� ����������� � ����������� ����� ������, ��� ��� ���������� ����� ��������� ������� �� ������������ �����������, ��� �������� ������� � ����������. ��������, �� ��� ����������� ��������� ���������� ����������, � ����� �� ���������� ���������� �����.

��������� ������������ ���� ������ �� �������� ����������� � ������������ �������������, � ����� �� ������� �� ��������� ��������� ����������. ������ ��-�� ������������ � ������ �������� ����������� ������� �������� ���� ��������� � ������ �������� ����� ����.�� ����� ������ �������� ������������ – ��� ������, �� ���� � ���� ������. ��������.

���� �������� ���������������� � ������������ ����. ����������� �������� ���������� ������������ ������, ����� ��� � ������������ �������.��������������� �������� ������������ � ������ � ������ � ������, ��� ������������ ���� ��������� �� ������, ����� ��� ������� � ��������, ����� �������� ��������. 8. ��� ��������� � ������������. ��� ������������ ���� ������� ������-���� �������, �����-���� ��������, ������� ������������ ����� ���� ����� ������.� ������ 90-� �����, ����� ������� ���� ����� ��������� ������ ������������ ��� ������ � ������������.���� ����� ��� ����� ��� � ����������� ���� �������, ������������� � ���������� ���� � ������������ ������ ������������. �� ������ ���������� ��. ������� ��� ����������. �������, ��� ��������� ����� ������ �������� ����� ������ ��� ����������� ������ � ������� ������ �����������.������ ���� �������� �� �������, ��� ������� ������������ ����� ���� �������� ��� ����� ������, � ���������� � ����� ����� ������������.������ �� ��������������, � �����, ��� � ����� ������������ ������ ����� �� �������� � �� ��� � ��� ���� ���� ��������� – ��������, �� ���� ������� ������ ���������� � ����������, ������ �� �������� � �� ����� �������� ��������� � �������������. �����, � ��� �������������� �������� �������.�����������, ���� ������ �������� ������������� �� �����-���� �������� ���������� � ������������ ������������.� �����, ��� �� �������� ��� ����, ��� ���� ����� ��������, ������� ����� ������� ��������� � ��������������, � ����� � ���� �������� ��������� � ����������� �����������.������� � ������� ����� �������� ������������ ����� ������� ������� ��������� � ������ �� ����.

����� ������������ �� ������������.

� ��� ����� ��������������, ���� � �������� ��� ��������� ��� ������, � ������������ ������� � ��������� ��������…� �� �������� ��������� ���� ������, ����� ������ ����� ��������� � ����� ��� �������� ��� ������ – � ��� �������� � � ��� �� ��������.� ������ ���� ������� – ����� �� ���� ������ ������������ ������� � ����� �� ����� ��������� �����, ����� �� ������ ���������� ����� �����, � ���������� � �������� ����� �� �������������� ��������� �������� ������� � ������������ �� ����� ������������� � ��������� ��������.

������� ��������� ���������   17.11.2013 21:30   •  ������� � ���������

Источник: https://proza.ru/2013/11/17/1455

В россии принята программа ваучерной приватизации – знаменательное событие

Начало приватизации государственной собственности

Верховным Советом Российской Федерации 11 июня 1992 года была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа была разработана в соответствии с требованиями закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

Главной целью реформ было регулирование процесса передачи государственного имущества в частную собственность для создания в стране рыночной экономики.

     Приватизацию обычно связывают с именами Егора Гайдара и Анатолия Чубайса, занимавшимися в те годы приватизацией промышленных предприятий, итоги которой часто подвергаются резкой критике – в частности, из-за появления сильного экономического расслоения населения России.

     Правительство предусмотрело четыре способа приватизации, с помощью которых государственные предприятия должны были быть отданы в частные руки: коммерческий конкурс, аукцион, аренду с правом выкупа и акционирование.

Последний метод и был связан с ваучерами. Согласно новому законодательству, каждый гражданин Российской Федерации приобретал именной счет.

На него зачислялись деньги, которыми оплачивалась приватизация государственных предприятий.

     Приватизационный чек, или ваучер, стал использоваться на территории России в начале 1992 года. Именно эти государственные ценные бумаги принимали в уплату за долю в приватизированном имуществе. Согласно закону, каждый российский гражданин имел право получить только один ваучер. Эти бумаги обладали ограниченными срок действия.

     Каждый приватизационный чек имел номинальную стоимость, равную 10 тысячам недоминированных рублей. При этом продажа и покупка этих бумаг объявлялась свободной, а их реальная цена определялась по соглашению участников сделки. Накануне приватизации совокупность предприятий страны была оценена в 1,4 миллиардов рублей. Количество выпущенных ваучеров было определено, исходя из этой цифры.

     С самого своего начала приватизация в России приняла противоречивый характер. Ее формат был расплывчатым и обладал множеством юридических дыр. Кроме того, хотя некоторые страны уже имели опыт приватизации после крушения плановой и централизованной экономики, таких ее масштабов как в России нигде еще не было.

     Правительство и Верховный Совет долго не могли договориться о том, как государственные предприятия будут передаваться в частные руки. Кроме того, на формат продажи повлияли лоббистские группы, стремившиеся защитить интересы определенных бизнесменов.

     Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий.

Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.

     Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом.

Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений.

Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.

     При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царствовала преступность.

     Главным итогом ваучерной приватизации был переход от командно-административной экономики к рыночной модели. Государство утратило монополию в большинстве сфер народного хозяйства. Широкомасштабный процесс продлился всего два года.

Такая внезапность не могла обойтись без потрясений. Недаром реформы начала 1990-х годов до сих пор называют «шоковой терапией». Ваучеры оказались эффективным средством уничтожения прежде существовавшей экономико-социальной системы.

     Разрушение прежних основ не могло сопровождаться ростом экономики. Когда ваучерный этап приватизации закончился, в стране появились частные собственники, однако почти никого из них нельзя было отнести к ответственным и эффективным предпринимателям.

Новые владельцы, скупившие предприятия за бесценок, могли прийти со стороны, не имея ни малейшего представления о реалиях отрасли.

Часто предприниматели заботились только о получении прибыли, в то время как качество услуг и производства их вообще не беспокоило.

     Конечно, были и исключения, но принципиально нового и весомого класса собственников западного образца в России не появилось и не могло появиться в столь короткие сроки. Летом 1994 года начался новый этап приватизации – денежный. Он должен был сгладить недостатки и исправить ошибки, которые были совершены при выпуске и продаже ваучеров.

Источник: https://ruspekh.ru/events/v-rossii-prinyata-programma-vauchernoj-privatizatsii

Приватизация государственной собственности

Начало приватизации государственной собственности

Определение 1

Приватизация государственной собственности – это урегулированная положениями федерального законодательства процедура возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации или собственность регионов, в собственность частным лицам – гражданам или организациям.

Специальным отечественным законодательством предусматриваются основные начала организации процедуры возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации и регионов, в собственность частных субъектов. К числу таких основных начал относятся следующие:

  • возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность, реализуется на условиях равенства субъектов, приобретающих такое имущество;
  • возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность реализуется на условиях открытости функционирования органов и должностных лиц публичного управления;
  • имущество, составляющее федеральную или региональную собственность, передается в собственность частных субъектов – граждан, организаций – исключительно на условиях возмездности. Возмездность предполагает, что встречным предоставлением за передаваемое федеральное или региональное имущество является денежная выплата или передача в государственную или региональную собственность, соответственно, акций или долей хозяйственных обществ, в уставный капитал которого вносится имущество, либо в уставный капитал обществ, которые учреждаются путем преобразования государственных предприятий.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Субъекты приватизации государственного имущества

В качестве приобретателей на условиях возмездности имущества, составляющего государственную или региональную собственность, выступают частные субъекты – физические лица и организации.

При этом законом прямо определены те лица, которые в качестве приобретателей государственного или регионального имущества выступать не могут. Это:

  • унитарное предприятие или учреждение, образованное государством или муниципалитетом;
  • организация, уставный капитал которой более чем на 25% принадлежит Федерации или субъекту Федерации. Исключения из этого правила предусматриваются законом;
  • организация, если место ее регистрации – государство или территория, включенное решением Министерства финансов в перечень оффшорных зон, не раскрывающая информацию относительно своих владельцев и выгодоприобретателей.

Если передача имущества будет проведена в пользу лиц, исключенных законом из числа покупателей государственного или федерального имущества в порядке приватизации, сделка по передаче признается ничтожной в силу прямого указания закона.

Компетенция органов государственной власти в области приватизация государственной собственности

Правительство страны для формирования общей политики государства в области приватизации реализует следующие полномочия:

  • направляет главе государства для последующего утверждения предложение, содержащее список стратегически важных организаций, предложение об изменении такого перечня;
  • утверждает программу передачи федерального имущества на соответствующий период;
  • представляет в нижнюю палату парламента отчетную документацию в отношении проведенной в истекшем году приватизации федеральной собственности;
  • разрабатывает и издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • реализует контрольные процедуры в отношении приватизации федерального имущества, в частности, утверждает перечень организаций, выступающих от имени Федерации при передаче имущества и др.

Правительство страны наделяет специальный орган полномочиями по реализации процедуры приватизации имущества, составляющего федеральную собственность. Кроме того, такие функции могут быть поручены правительством организациям.

Такие поручения оформляются решением, в котором определяется имущество, подлежащее приватизации, устанавливаются допустимые действия организации, а также стоимость имущества и процедура выплаты этой стоимости.

Особенности реализации полномочий продавца приватизируемого федерального имущества в отдельных сферах экономики могут устанавливаться в законах.

Процедура приватизации государственного имущества, находящегося в собственности регионов, определяется законами и подзаконными нормативно-правовыми актами регионального уровня.

Региональные органы публичного управления самостоятельно организуют процедуру передачи на возмездной основе регионального имущества, а также могут поручить функции по организации приватизация юридическим лицам.

Процедура приватизации государственной собственности

Начальная стоимость государственной собственности, подлежащей передаче в частную собственность, устанавливается на основе положений специального законодательства, регламентирующего оценочную деятельность. При этом оценка должна производиться не позднее чем за шесть месяцев до того момента, как имущество будет предложено к продаже.

Законодательством предусматриваются следующие способы приватизации государственной собственности:

  • приватизация унитарного предприятия как имущественного комплекса реализуется посредством его преобразования в хозяйственное общество;
  • объекты государственной собственности реализуются на торгах в форме аукциона;
  • продажа акций, составляющих государственную собственность, на торгах в форме специализированного аукциона;
  • объекты государственной собственности реализуются на торгах в форме конкурса;
  • реализация акций, составляющих государственную собственность, за рубежом;
  • объекты государственной собственности реализуются путем публичного предложения;
  • объекты государственной собственности продаются без объявления стоимости;
  • объекты государственной собственности вносятся как вклад в уставный капитал хозяйственного общества;
  • реализация акций по итогам доверительного управления.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ponyatie_gosudarstvennoy_sobstvennosti/privatizaciya_gosudarstvennoy_sobstvennosti/

Приватизация государственного и муниципального имущества

Начало приватизации государственной собственности
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.

Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.

В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.

Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы.

Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/privatizaciya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushhestva.html

«Объегорили-обгайдарили»: годовщина приватизации имени Чубайса

Начало приватизации государственной собственности

В августе 1992 года в России стартовала едва ли не самая масштабная реформа последних десятилетий — ваучерная (чековая) приватизация. Россиянам тогда объяснили, что советская модель себя изжила и, чтобы ускорить приближение «светлого будущего», необходимо провести приватизацию государственной собственности.

То есть каждый россиянин мог приватизировать, прикупить «кусочек родины» и стать полноценным собственником ее богатств: нефти и газа, заводов и пароходов, жилых зданий и парикмахерской за углом.

Государство было признано неэффективным собственником, в чем граждан даже и убеждать не надо было. В 90-е годы после развала СССР стоимость жизни выросла, а сама жизнь ничего не стоила. Разрухой и бандитизмом 90-х годов до сих пор пугают новое поколение обывателей.

Ситуация в экономике действительно была катастрофической: цены взлетели, многие предприятия закрылись, налоги в бюджет не выплачивали, зарплаты задерживались.

Нависла угроза остановки работы жизнеобеспечивающих предприятий транспорта, водоснабжения, электроэнергетики. Тогдашний глава ЦБ Виктор Геращенко распорядился для пополнения оборотных средств включить печатный станок.

Но выпущенного в оборот 1 трлн рублей хватило ненадолго.

Тогда правительство решило собрать деньги с населения. Всю российскую собственность оценили на глазок в 1,4 трлн рублей. Каждому гражданину России Сбербанк должен был открыть именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться деньги от продажи приватизируемого госимущества.

Это была схема, проверенная другими странами. Была и такая идея: постепенного выкупа собственности за средства, накопленные населением на «сберкнижках».

Но правительству необходимо было срочно провести приватизацию, пополнить казну и не дать стране развалиться.

Короче говоря, план с приватизационными счетами не был реализован. В итоге взяли за основу чешскую модель — чек (ваучер). Вместо открытия счетов населению решили раздать ваучеры. Бесплатно. Точнее, за 25 рублей, на которые фактически ничего нельзя уже было купить.

Номинальная стоимость ваучера составила 10 тыс. рублей, исходя из оценки госимущества. Андрей Нечаев, министр экономики России (1992-1993 годы), пояснил «Газете.Ru», что невозможно в принципе было всем стать миллионером при том количестве собственности, которая была выставлена на приватизацию.

К тому же у власти были опасения, что народ просто проигнорирует приватизацию, не поняв ее целей. Тогда идеолог приватизации Анатолий Чубайс, стоявший во главе Госимущества, придумал, как сейчас говорят, рекламную акцию.

«Чубайс, помню, агитировал, чтобы подогреть интерес к приватизации, что за ваучер можно купить два автомобиля «Волга». Неудачно агитировал», — считает Нечаев. Но схема сработала. Чеки раздали.

Поначалу от чековой приватизации выиграли так называемые «красные директора» — руководители заводов и фабрик, сформировавшихся в Советском Союзе. Нередко они принуждали работников продавать свои акции, а для стимулирования этого процесса задерживали выплату зарплаты. Бывшие советские функционеры в итоге становились единоличными собственниками фабрик, заводов, цехов, пароходов.

Объегорили-обгайдарили

На самом деле купить часть госсобственности по выгодной цене могли только работники приватизируемых предприятий, остававшихся к тому времени на плаву.. Остальным, не занятым в производственной сфере, казалось, что выгоднее продать или вложить «эту бумажку» в чековый инвестиционный фонд. Эти фонды скупали за чеки акции приватизируемых предприятий.

Владельцам акций обещали большие барыши в будущем, но впоследствии большинство фондов растворились, а акции предприятий достались авторитетным товарищам.

Поскольку «красные директора» тоже не отличались финансовой грамотностью и не очень-то желали развивать вверенный им актив, то в течение нескольких лет реальными владельцами частных заводов стали финансово-промышленные группы, нередко с криминальным прошлым.

Передел собственности сопровождался кровавыми разборками. Шальные приватизационные деньги стали питательной средой для появления класса олигархов.

«Миллионы граждан были обмануты мошенниками. Мы помним многочисленные финансовые пирамиды на базе ваучерных фондов, когда у людей забрали ваучеры и потом украли их имущество, при этом заработав сверхприбыли и использовав их для приобретения государственных активов», — говорит Сергей Глазьев, советник президента РФ.

Он напомнил, что согласно отчету Генпрокуратуры Государственной думе, на один случай приватизации в среднем было зафиксировано одно преступление. В общем, объегорили-обгайдарили, возмущались россияне.

В последующем приватизационные деньги осели в инвесткомпаниях и частных банках, зарегистрированных в офшорах. И только в этом году Кремлем официально было объявлено, что олигархов в России нет.

Итог приватизации — госпереворот и олигархия

Последствия ваучерной приватизации оказались катастрофичными и для граждан, и для бизнеса и для государства.

Как отмечает Глазьев, «приватизировались не целостные производственно-технологические комплексы, способные к самостоятельному воспроизводству, а приватизировались юридические лица, которые в большинстве своем являлись производственно-хозяйственными единицами и никогда не функционировали в качестве целостных предприятий». Вследствие этого экономика «распалась на нежизнеспособные кусочки, большинство из которых оказались неконкурентоспособными, потеряли связь с партнерами по кооперации и свернули свою деятельность».

То есть приватизация 1992 – 1994 годов обернулась для страны экономической катастрофой, уверен Глазьев. И закончилась она госпереворотом, который зафиксировал криминализацию российского общества.

«Попытка Верховного Совета воспрепятствовать хаотизации российской экономики и ее раздроблению, разграблению и криминализации привела, как вы знаете, к госперевороту, расстрелу Верховного Совета в 1993 году и к формированию криминально-олигархической диктатуры, которую можно назвать «какократией» — властью худших», — оценивает Глазьев.

Дееспособность государственной власти резко снизилась и только в 2000 – х государство восстановило структуру управления.

Отдайте мне мои две «Волги»

А подавляющее большинство граждан и вовсе ничего не получило от приватизации. Сергей Календжян, доктор экономических наук, сокурсник по МГУ Андрея Нечаева и Егора Гайдара вспоминал, что часть денег потратил на покупку акций «Газпрома», «Регионнефтегаза» и на акции магазина «Березка», торговавшего за валюту импортными товарами, не доступными за рубли.

«Мне казалось, что это выгодное вложение, но «Березка» обанкротилась вместе с моей мини-долей. Еще меня окучивали фонды, предлагавшие продать акции. Я в итоге так и сделал спустя несколько лет. Выручил какую-то смешную сумму. Сколько именно, не могу даже вспомнить. В общем, вся эта приватизация прошла мимо меня фактически. Как и большинства граждан», — резюмирует Календжян.

Страну облетела анекдотическая история о том, как житель села Энергетик Владимирской области Владимир Кувшинов пытался отсудить у Чубайса обещанные две «Волги», на то время это был самый дорогой отечественный автомобиль.

Кувшинов отправил Чубайсу письмо, в котором просил совета, куда вложить ваучер, чтобы получить две «Волги». Чубайс посоветовал прикупить акции «Научного института лёгких сплавов». Не получил ни акций, ни «Волги».

Обратился в суд, но тут истек срок для подачи иска.

Многие россияне вообще не представляли, что с этим ваучером делать. Цена ваучеров падала с каждым месяцем и дошла до 3-4 тысяч рублей к середине 1993 года. Многие россияне просто продали или поменяли свои ваучеры на несколько пачек страшно дефицитного тогда стирального порошка или пару бутылок водки.

Экс-министр экономики (с 1994 по 1997 годы) Евгений Ясин вспоминал, что обещание Чубайсом двух «Волг» было «чисто пропагандистской задачей». Ясин убежден, что «приватизация справедливой не бывает» в принципе.

Критикам своей модели приватизации Чубайс отвечает так: в 90-е нужно выбирать между честной и нечестной приватизацией было невозможно. Выбор если и был, то «между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом».

В стране действительно появилась частная собственность. А это гарантировало невозврат к коммунизму. Но какой ценой? Соцопросы показывают, что россияне, спустя даже 27 лет после начала приватизации в России, не в восторге от капитализма по Чубайсу.

Россияне убеждены, что рыночные реформы приводят к ухудшению качества жизни, ругают либералов и мечтают о «сильной руке».

Научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг заявил в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru», что приватизация, проведенная с наскоку и любой ценой, нанесла психологическую травму российскому народу.

Невозможно заставить людей полюбить реформы, если они ухудшают твое материальное положение, считает эксперт.

«Идея приватизации была скомпрометирована теми людьми, которые назвали себя либералами, таковыми не являясь. Они если и были либералами, то вульгарно-инфантильными, и уж точно корыстолюбивыми и властолюбивыми. Проповедовали, как говорят немцы, пить воду, а сами пили вино», — отмечает Гринберг.

По его словам, народ в 90-х «поверил в рынок, как в коммунизм, а теперь питает отвращение к либеральным реформам, стремление к свободному выбору дискредитировано, потому что обманули». «Народу говорили, потерпите до осени, а потом заживете, как в Люксембурге, а в итоге все богатства оказались у олигархов», — заключает Гринберг.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/08/14/12578695.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.