Не стоит на балансе

Фактическое наличие имущества: списание отсутствующего и легализация неучтенного имущества — Audit-it.ru

Не стоит на балансе

Дмитрий Воронов, начальник отдела урегулирования разногласий
и ведения споров с органами власти АКГ «Интерком-Аудит»

в журнале “Расчет” №8, 2010

Всем известно, что если фирма продала, ликвидировала или передала другой организации объект основных средств, его стоимость нужно списать с баланса.

Однако на практике иногда случается следующее, что основных средств уже давно нет, а в учете такие основные средства отражаются длительный период времени.

В то же время бывают и обратные ситуации – организация длительное время пользуется основным средством, не подозревая, что оно по документам у нее не значится.

Настоящая статья посвящена тому, чтобы помочь бухгалтерам и финансистам разобраться в следующих вопросах: Каковы причины возникновения ошибок, связанных с неучтенными или отсутствующими основными средствами? Что делать с такими основными средствами? Какие последствия, в т.ч. налоговые, влечет выявление основных средств или их отсутствие и прочее?

Начнем рассмотрение проблемы с ее причин, и постараемся выявить в каких организаций чаще встречаются рассматриваемые нарушения.

В первую очередь, нарушение в виде учета на балансе отсутствующих основных средств встречается у организаций, которые проводят инвентаризацию лишь «для галочки»1. Процесс проведения инвентаризации очень трудоемкий и может длиться довольно долго.

Некоторые бухгалтеры для экономии времени «оптимизируют» этот процесс следующим образом: бухгалтерская программа выдает перечень основных средств, а работники ответственные за проведение инвентаризации не сверяют фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета, а просто проставляют свои подписи на документах. Иными словами, инвентаризация проводится работниками организации формально (только «на бумаге»). Со временем, когда фирма решает провести «настоящую» инвентаризацию, тогда и выявляется, что на самом деле некоторых объектов фактически на балансе то и нет.

Еще одним широко распространенным случаем, когда объект выбыл из пользования организации, но числится балансе, является забывчивость бухгалтера отразить проводки по выбытию.

Особенно часто забывчивость можно встретить при осуществлении операций связанных с арендой имущества, например, когда арендатор арендовал помещение и производил неотделимые улучшения имущества, установил кондиционер, вентиляцию, поставил пожарную или охранную сигнализацию и прочее.

Такие объекты учитываются у арендатора в составе основных средств лишь до момента прекращения договора аренды. Далее стоимость неотделимых улучшений компенсируется арендодателем, если по условиям договора это предусмотрено или относится для целей бухгалтерского учета на расходы арендатора (счет 91.2 «Прочие расходы»).

В любом случае, данный объект основных средств выбывает из состава основных средств организации. После окончания срока аренды, а иногда и досрочно арендатор съезжает забывая оформить соответствующие документы по передаче неотделимых улучшений арендодателю. В результате чего фактически отсутствующие основные средства продолжают учитываться на балансе бывшего арендатора.

Возможно, у кого то возникнет вопрос, что страшного в том, что фактически отсутствующее имущество учитывается у организации, ведь организация с таких основных средств благополучно уплачивает налог на имущество в бюджет, так что бюджет не в обиде и налоговики не предъявят ни каких претензий. Позволю с этим не согласиться, т.к. проблема здесь заключается гораздо глубже.

Если бухгалтер не знает, что в учете организации числятся не существующие основные средства, то он продолжает начислять амортизацию. Учитывая, что большинство фирм ведет бухгалтерский учет автоматизировано, то программа автоматически производит начисление амортизации, и до момента обнаружения ошибки может скопиться довольно значительная сумма неправомерно начисленной амортизации.

В связи с чем, финансовые последствия для компании следующие – потеря денежных средств в виде налога на имущество, завышение расходов в виде излишне начисленной амортизации, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Это ведет к тому что отчетность организации будет не достоверной, а значит, собственники организации получат недостоверные данные, что в конечном счете отразится на занижении их чистой прибыли2, которую они могли бы распределить или получить в виде дивидендов.

Кроме того, поскольку амортизация в целях налогового учета завышена, это приводит к занижению налога на прибыль, а вот за это представители налоговых органов уже могут привлечь организацию к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ, доначислив налог на прибыль и соответствующие пени, по правилам статьи 75 НК РФ.

Как налоговый орган может выявить данный факт, ведь для этого надо видеть фактическое отсутствие имущества?

Исходя из практики можем сказать, что факт отсутствия числящегося на балансе имущества, как правило, налоговики обнаруживают при проведении выездной налоговой проверки когда они видят инвентарные карточки и не видят соответствующего имущества. Особенно часто данное нарушение выявляют:

  • в небольших компаниях, у которых все имущество «на виду»;
  • в организациях, у которых отсутствует крупное имущество (автомобили, недвижимость, бытовая техника и пр.);
  • у организаций арендаторов, осуществляющих капитальные вложения в арендованные объекты.

При выявлении проверяющими факта отсутствия имущества, они берут пояснения по данному факту у работников организации в рамках проведения допросов (статья 90 НК РФ), проводят осмотр (статья 92 НК РФ), составляют соответствующие протоколы и … доказательства налогового правонарушения готовы.

Теперь остановимся на обратной ситуации, когда организация фактически обладает имуществом, а в учете такое имущество отсутствует.

Наиболее часто такая проблема встречается у предприятий, наделенных имуществом государственными и муниципальными органами. К таким организациям, как правило, можно отнести государственные и муниципальные предприятия или юридические лица иных организационно-правовых форм, образованные основе таких ГУП или МУП, в результате реорганизаций указанных предприятий и пр.

В зону риска также попадают крупные акционерные предприятия, получившие имущество при приватизации имущества.

Например, организация получила здание и поставило его на учет. А в этом здании находится насосная станция, которая по документам не передавалась, в связи с чем на учет своевременно она не принята.

Когда приходит время ремонтировать такой объект или производить ее реконструкцию, бухгалтер сталкивается с проблемой, что в бухгалтерском учете ремонтировать или улучшать просто нечего – насосная станция не учитывается на балансе организации.

С аналогичной проблемой, сталкиваются в случае продажи имущества, когда по документам продать нечего.

Еще один случай (точнее обратную ситуацию), при котором появляется неучтенное имущество, мы рассмотрели выше. Он связан с отсутствием документального оформления операции на получение капитальных вложений (неотделимых улучшений) от арендатора после окончания договора аренды или при досрочном расторжении такого договора.

Что делать если вдруг обнаружилось имущество?

Разумеется провести инвентаризацию и оформить ее результаты в установленном порядке.

Имущество, выявленное при инвентаризации, следует оприходовать по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации (пп. «а» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом от 29.07.1998 № 34н).

Возникает резонный вопрос: с какого момента платить налог на имущество?

На первый взгляд кажется, что именно с даты проведения инвентаризации объекты основных средств включать в налоговую базу по налогу на имущество, ведь раньше основного средства не было, поэтому нет и оснований для начисления налога.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/buhconcret/a65/257317.html

Сложно, но можно: как поставить бесхозные дома на баланс?

Не стоит на балансе

Последнее время мы много писали о бесхозяйных объектах жилищного фонда. Большинство из этих домов были задуманы как временное жилье, в котором жили строители курорта. Но с годами оно стало самым что ни на есть постоянным. Организации давно распались, и люди остались предоставленными сами себе.

Подобные объекты никем не обслуживаются и не стоят ни на чьем балансе. Однако, как объяснили нам в администрации г. Сочи, бесхозяйные объекты жилищного фонда можно поставить на баланс муниципалитета, собрав необходимый пакет документов.

В бараках подобного типа в Сочи выросло уже не одно поколение, люди живут в домах, которые давно стали аварийно опасными, им уже по 40-50 и более лет. При этом подобный жилищный фонд капитально не ремонтируется, ветшает и угрожает жизни.

Такие бараки необходимо передавать в муниципальную собственность.

И чем скорее жильцы домов об этом позаботятся, тем лучше (потому что в случаях пожара, схождения оползня и при других чрезвычайных ситуациях не смогут рассчитывать на помощь муниципалитета).

Как пояснили нам в департаменте имущественных отношений, согласно пункту 3 приказа министра экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 г.

№931 “Об установлении порядка о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей”, на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны.

Если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, то принятие на учет такого помещения осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.

В настоящее время обязательным документом, необходимым для постановки объекта недвижимости на учет в качестве бесхозного и на государственный кадастровый учет, является технический план объекта, который жильцам бараков необходимо изготовить в специализированных организациях.

И далее предоставить документ в местный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Однако здесь есть и одно “но” – указанный документ делается на возмездной основе, после внесения платы. Видимо, этот факт и отпугивает многих людей, проживающих в бараках. Однако процедуру соблюсти необходимо.

В бюджете города, как пояснили нам в департаменте имущественных отношений, на эти цели средств не предусмотрено.

Кстати, за всеми консультациями – как перевести жилищный объект в муниципальную собственность, необходимо обращаться в администрации внутригородских районов Сочи.

Именно на них возложена функция предоставления в департамент имущественных отношений информации, содержащей описание технического состояния выявленных бесхозяйных объектов жилищного фонда, технической документации на объекты, а также документов, подтверждающих, что объекты недвижимого имущества не имеют собственника или он от них отказался.

Учитывая изложенное, в случае поступления в департамент имущественных отношений от администраций внутригородских районов либо от жильцов технических планов бесхозяйных жилых домов и документов, подтверждающих отсутствие объектов недвижимого имущества в реестрах федерального (краевого) имущества, а также справки об отсутствии собственников объектов от специализированной организации, произойдет постановка на учет.

Причем, как пояснили нам специалисты департамента имущественных отношений, профильный орган должен осуществить их постановку на учет в качестве бесхозяйных, и по истечении года, согласно ст.

225 Гражданского кодекса РФ, направить уведомление в правовое управление администрации о признании объектов недвижимости в судебном порядке муниципальной собственностью города Сочи.

После принятия и вступления в законную силу судебных решений данные жилищные объекты будут переданы администрациям внутригородских районов Сочи для обеспечения надлежащего содержания данного имущества и ведения его бухгалтерского учета на соответствующем балансовом счете.

Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, поэтому жители домов, которые до сих пор не стоят на чьем-либо балансе, должны набраться сил и средств для сбора документов и поставить его на муниципальный баланс.

Это, кроме всего прочего, даст возможность участвовать в федеральной программе по переселению из аварийного жилья, обезопасить себя в случае чрезвычайных ситуаций и претендовать на капитальный ремонт дома за счет средств из муниципальной казны.

Источник: https://ngsochi.com/society/4074-slozhno-no-mozhno.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.