Неэффективно используемые капитальные строения

Новые механизмы оценки эффективности бюджетных расходов и использования бюджетных средств (часть 2)

Неэффективно используемые капитальные строения

Продолжаем рассматривать поправки, планируемые в целях введения механизма обоснования инвестиций. Напомним определение:

ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

  • документация, включающая в себя в том числе проект задания на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства и содержащая краткое описание инвестиционного проекта

Проектом федерального закона № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской федерации и в федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации) предлагается ввести отдельную статью в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяющую порядок подготовки и структуру обоснования инвестиций (статья 13.1).

КРИТЕРИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБОСНОВАНИЯ (проект)

  • доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах созданных юридических лиц, осуществляющих капстроительство с использованием бюджетных средств, – более 50 процентов
  • предполагаемая (предельная) стоимость объекта, при которой в обязательном порядке должно проводиться обоснование инвестиций – 1,5 миллиарда рублей и более

Установлено, что подготовка обоснования инвестиций в обязательном порядке должна будет осуществляться в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкцию) которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов и предполагаемая (предельная)стоимость строительства которых составляет 1,5 миллиарда рублей и более.

Планируется, что обоснование инвестиций будет предшествовать разработке проектной документации.

Требования к составу и содержанию обоснования инвестиций будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. В состав обоснования инвестиций планируется включать следующие разделы:

  • пояснительная записка с исходными данными и условиями для подготовки обоснования инвестиций, включающая в себя в том числе вариативность технических решений на стадии принятия решения о подготовке обоснования инвестиций (обоснование эффективности представленного инвестиционного проекта в сравнении с альтернативными способами его реализации);
  • схема планировочной организации земельного участка;
  • основные архитектурно-художественные решения;
  • основные технологические решения;
  • основные конструктивные и объемно-планировочные решения;
  • сведения об основном технологическом оборудовании, инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения и об инженерно-технических решениях;
  • проект организации строительства;
  • проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства (при необходимости);
  • обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства;
  • перечень мероприятий по охране окружающей среды;
  • перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • проект задания на проектирование, соответствующий иным разделам обоснования инвестиций.

Предусмотрено, что обоснование инвестиций в отношении объектов капитального строительства будет подлежать технологическому и ценовому аудиту. Предметом технологического и ценового аудита обоснования инвестиций являются:

  • оценка обоснования выбора основных, архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений, отраженных в обосновании инвестиций, на предмет их соответствия современному уровню развития техники и технологий;
  • оценка обоснования выбора технологических решений на предмет возможности обеспечения требований к основным характеристикам продукции (работ и услуг) с учетом требований современных технологий производства, наличия или отсутствия уже разработанных или альтернативных технологий, позволяющих обеспечить требования к основным характеристикам продукции (работ и услуг) (проводится, если в инвестиционном проекте предусмотрены создание новых или модернизация существующих технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения);
  • оценка обоснования выбора основного технологического оборудования на предмет возможности обеспечения требований к основным характеристикам продукции (работ и услуг), их соответствия современному уровню развития техники и технологий;
  • оценка сроков и этапов строительства объекта капитального строительства на предмет их оптимальности;
  • оценка обоснования предполагаемой (предельной) стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, которая не должна превышать укрупненный норматив цены строительства, а при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства подлежит определению с учетом сметной стоимости строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, проектная документация которых соответствует критериям экономически эффективной проектной документации повторного использования, что подтверждено соответствующим заключением государственной экспертизы проектной документации, и (или) документально подтвержденных сведений об инвестиционных проектах, реализованных по созданию объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;
  • оценка возможности реализации решений, указанных в подпунктах 1 – 3, в проектной документации с учетом требований технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологических, экологических требований, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатов инженерных изысканий;
  • оценка оптимальности выбора местоположения объекта капитального строительства (за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации);
  • оценка правильности выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (если обоснование инвестиций предусматривает использование такой проектной документации), или обоснованности решения о невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования;
  • оценка достаточности исходных данных, предусмотренных в проекте задания на проектирование для разработки проектной документации и реализации инвестиционного проекта;
  • оценка соответствия проекта задания на проектирование иным разделам обоснования инвестиций.

Планируется устанавливать срок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций с учетом сложности объекта капитального строительства, но в целом он не должен превышать 32 рабочих дня. При этом предусматривается возможность продления указанного срока по заявлению застройщика (заказчика, государственного заказчика) не более чем на 11 рабочих дней.

Правительство Российской Федерации планируется наделить полномочиями по установлению:

  • порядка организации и проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (далее – ТЦА);
  • размера и порядка взимания платы за проведение ТЦА;
  • порядка обжалования заключений ТЦА;
  • порядка проведения общественного обсуждения обоснования инвестиций.

Непосредственное проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в отношении соответствующих инвестиционных проектов планируется возложить на:

  • федеральные органы исполнительной власти,
  • органы государственной власти субъекта Российской Федерации или подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения, к полномочиям которых отнесено проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.

Предоставление средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита будет осуществляться в случаях и порядках, определённым бюджетным законодательством Российской Федерации.

В этой связи рассмотрим действующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества.

В этих целях в законе (решении) о бюджете предусматриваются соответствующие бюджетные ассигнования.

Решения о предоставлении соответствующих субсидий, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке (далее – порядок). Такие подходы применялись на практике длительный период и предусмотрены действующей редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Однако, с 1 января 2019 года , в связи с вступлением в силу норм Федерального закона от 19.07.

2018 года № 222-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 222-ФЗ) при принятии соответствующих решений, помимо соблюдения вышеперечисленных требований, при наличии всех иных условий необходимо будет проводить дополнительную оценку объектов капитального строительства на предмет того, установлена ли для них законодательством Российской Федерации обязательность подготовки обоснования инвестиций. В случае, если подготовка обоснования инвестиций является обязательной, то при принятии решения о предоставлении соответствующих субсидий в отношении таких объектов капитального строительства необходимо будет дополнительно подготовить обоснование инвестиций и провести его технологический и ценовой аудит, а также подготовить задание на проектирование (см. изменения в абзац второй пункта 8 статьи 78 БК РФ).

При этом для подготовки обоснования инвестиций, а также проведения технологического и ценового аудита учреждению предоставляются субсидии (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2018 № 222-ФЗ).

Учитывая вышеизложенное, в случае утверждения соответствующих поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»,с 01.01.2019 в случае, когда подготовка обоснования инвестиций на капитальное строительство обязательна, решение о предоставлении субсидии на него будет приниматься на основании:

  • обоснования инвестиций;
  • утвержденного задания на проектирование;
  • положительных результатов технологического и ценового аудита (ТЦА).

Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации должны будут установить:

  • порядок принятия решений о предоставлении субсидий (об осуществлении бюджетных инвестиций) на подготовку обоснования инвестиций и проведение его ТЦА;
  • порядок предоставления указанных субсидий (осуществления бюджетных инвестиций), включая требования к соглашениям о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления.

Вышеописанные условия будут действовать для вновь начинаемых объектов.

Следует отметить, что в соответствии с опубликованной примерной программой законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению (приложение к постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 января 2019 года № 5574-7 ГД) второе чтение законопроекта № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации) запланировано на март текущего года.

Полная статья с рисунками, графиками, таблицами и другими дополнениями размещенана нашем сайте в рубрике « Эксперт БФТ»!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c7d29e2d4b4f400b219deb4/novye-mehanizmy-ocenki-effektivnosti-biudjetnyh-rashodov-i-ispolzovaniia-biudjetnyh-sredstv-chast-2-5c7fdabcdbde1500b40642ce

Капитальных строений в Перечень, исключения из него — FINDOUT.SU

Неэффективно используемые капитальные строения

Порядок и условия утверждения Перечня установлены Положением о порядке и условиях утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2013 N 957 (далее – Положение N 957).

Обратите внимание! Плательщики налога на недвижимость в срок до первого числа второго месяца текущего календарного квартала обязаны предоставлять сведения о неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строениях и земельных участках (частях земельных участков), на которых они расположены, в районные (городские) исполкомы (местные администрации районов в г. Минске), администрации свободных экономических зон (ч. 2 п. 4 Положения N 957, приложение 1 к Положению N 957)

Под неиспользуемыми капитальными строениями понимаются объекты, не используемые плательщиками налога на недвижимость более девяти месяцев суммарно в течение 12 предшествующих календарных месяцев в хозяйственном обороте, предпринимательской деятельности (а для физических лиц – в целях, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в предпринимательской деятельности), а также путем предоставления этих объектов в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование.

К неэффективно используемым капитальным строениям относятся объекты, коэффициент использования которых в хозяйственном обороте, предпринимательской деятельности (а для физических лиц – в целях, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в предпринимательской деятельности), а также путем предоставления этих объектов в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование в течение 12 предшествующих календарных месяцев составляет менее 0,3.

Коэффициент использования (КИ) определяется по каждому капитальному строению по формуле:

КИ = СЗ / ОП,

где СЗ – среднее значение используемой площади объекта;

ОП – общая площадь объекта.

Расчет показателя среднего значения используемой площади объекта (СЗ) можно представить следующим образом:

СЗ= ИП 1 + ИП 2 + ИП 3 + ИП 4,
4

где ИП 1 + ИП 2 + ИП 3 + ИП 4 – сумма используемых площадей объекта, определенных за четыре последних квартала (включая текущий), по состоянию на первое число первого месяца каждого квартала.

Не включаются в Перечень независимо от факта использования жилые дома, жилые помещения в многоквартирных или блокированных жилых домах, гаражи, садовые домики, дачи, хозяйственные постройки, предназначенные для ведения домашнего хозяйства, и земельные участки (части земельных участков), на которых они расположены, принадлежащие физическим лицам, в том числе являющимся индивидуальными предпринимателями, а также капитальные строения (здания, сооружения), их части и земельные участки (части земельных участков), на которых они расположены, используемые сезонно, иные капитальные строения (здания, сооружения), их части и земельные участки (части земельных участков), на которых они расположены, по решениям областных (Минского городского) Советов депутатов.

Перечни формируются на основании сведений районных (городских) исполкомов (местных администраций районов в г.

Минске), администраций свободных экономических зон, сведений, получаемых от других государственных органов и организаций, а также представляемых плательщиками налога на недвижимость и земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

В дальнейшем неиспользуемый (неэффективно используемый) объект может быть по заявлению плательщика из Перечня исключен. Основанием для исключения объекта из Перечня является факт его вовлечения в хозяйственный оборот, в результате которого коэффициент использования по такому объекту составит 0,3 и более.

Утвержденные перечни, а также информация об исключении объектов из Перечня размещаются на официальных сайтах областных (Минского городского) исполкомов, администраций свободных экономических зон.

Примечание. Перечни по всем областям и г. Минску см. в Справочной информации.

Сведения о включенных в Перечень (исключенных из Перечня) объектах в отношении физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) на официальных сайтах исполкомов и администраций не размещаются, а направляются в соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску.

Источник: https://findout.su/1x10905.html

Неиспользуемые капитальные строения нужно использовать эффективно

Неэффективно используемые капитальные строения

«В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2013 г.

№ 957 сведения о неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строениях (зданиях, сооружениях), их частях и земельных участках (частях земельных участков), на которых они расположены, по утвержденной постановлением форме необходимо предоставлять в Жодинский горисполком ежеквартально до первого числа второго месяца текущего календарного квартала. В случае непредставления имеющихся сведений налогоплательщики несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь».

Объявление такого содержания размещено на официальном сайте городского исполнительного комитета. За непонятными, казалось бы, для многих сухими формулировками – достаточно острая проблема. Ведь вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого имущества – важная тема.

Особенно в свете усилий, которые городские власти прилагают для реализации задач по модернизации и укреплению экономического потенциала Жодино, повышению его конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, в том числе, и решению вопросов наведения порядка на земле.

И хотя в последнее время этот процесс в Республике Беларусь стал более динамичным, надо еще более активно вовлекать в хозяйственный оборот госимущество с целью  нахождения неиспользуемым зданиям, помещениям нового хозяина, чтобы они эффективно использовались, создавать производства и новые рабочие места.

Однако найти нового эффективного собственника для неиспользуемого имущества не так-то легко.

Это всевозможные строения: бывшие магазины, склады и другие помещения, совсем ветхие, полуразрушенные или же, наоборот, еще вполне крепкие, прочные, но на протяжении длительного времени не используемые.

Так что же делать с такого рода имуществом? Ответ на этот вопрос однозначен: упорядочить и вовлечь в хозяйственный оборот.

В Жодино уже есть примеры того, как неиспользуемым вообще или неэффективно используемым когда-то помещениям было найдено достойное применение.

Так, пустующие здания на улице Сухогрядской попали к хорошему хозяину и теперь являются производственным объектом – предприятием по производству трубы холоднотянутой хонингованной ООО «Белавтозапчасть». На месте бывшего здания молочной кухни, расположенного по адресу  ул.

50 лет Октября, 10, на сегодняшний день функционирует торговый центр «МЕЧТА». Однако, процесс идет не так гладко, как хотелось бы.

И если с госимуществом несколько проще: ему находят новых владельцев путем аукционных торгов, сдают в аренду, безвозмездно передают под реализацию конкретного инвестпроекта, а уж если совсем ветхий и бесперспективный, то принимается решение о его сносе.

Примеров таких, как говорилось выше, немало. Да и только за 2016 год было выставлено на аукцион четыре объекта, два из которых проданы. Это помещение бывшего магазина «Продукты» на ул. Сыро-кваша, 4, а также  торговое помещение бывшего магазина «Сантехника» на ул. Сырокваша, 1. А вот найти нового владельца для городской танцплощадки (ул.

Деревянко, 7) пока не удается, хотя в апреле будет организован уже третий аукцион по продаже этого объекта. Два предыдущих признаны несостоявшимися в виду отсутствия желающих его купить.

Дело в том, что, как правило, более востребованы обособленные, небольшие помещения, которые легко приспособить под магазин, парикмахерскую, салон красоты… В любом случае работа по эффективному использованию госимущества проводится системная.

Сложнее с частным имуществом. Как быть здесь? Если и сами владельцы не сильно стремятся навести порядок в своей «вотчине»? Оказывается и здесь есть определенные рычаги.

Одним из инструментов, который позволяет стимулировать собственников к тому, чтобы все-таки эффективно использовать имущество, является то самое Постановление № 957, в соответствии с которым и предприятия, и организации любой формы собственности, и даже физические лица должны  предоставлять сведения о том, что у них есть неиспользуемые либо неэффективно используемые объекты. И если девять месяцев в течение года это имущество не используется, то к их владельцам вправе применить повышенную в десять раз ставку налога на недвижимость и землю. 

– В городе порядка десяти таких объектов частной формы собственности. И контроль за ними ведется достаточно жесткий.

Чтобы и в центре города, и на окраинах не было заброшенных, неиспользуемых объектов с захламленной и замусоренной территорией, пришедшими в негодность строениями, выбитыми или заколоченными окнами… Тем более сейчас, когда во главу угла поставлено наведение порядка на земле.

Все имущество должно быть во-влечено в оборот, работать, приносить прибыль, – отметила главный специалист отдела экономики горисполкома Ольга Ващенко.

Аналогично и с неэффективно используемым имуществом, к которому относятся те объекты, где занято менее 30 процентов площади.

И опять же этим грешит в основном частная форма собственности. Госимущество стараются сдать в аренду, чтобы, как говорится, работал каждый квадратный метр. 

Не используют либо неэффективно используют – финал один. Информация подается в Миноблисполком, и строения включаются в перечень объектов, подлежащих десятикратному налогообложению. А вот за непредоставленные или же недостоверные сведения предусмотрена административная ответственность в виде немалых штрафов, что опять же не избавляет в дальнейшем от уплаты повышенного размера налога.

При этом тех, кто просто махнул рукой на свое имущество, и в итоге – заброшенные помещения, неблагоустроенная территория, необновленные фасады, неухоженные ограждения, еще достаточно. Поэтому к ним также пристальное внимание.

Хотя и положительных примеров много. Так, у давно пустующего помещения лесоцеха на ул. Фруктовой недавно сменился собственник. Инвестор планирует организовать здесь базу отдыха. В здании старой бани в микрорайоне Научный будет налажено производство косметики.

А в помещении пиццерии, расположенной на ул. 40 лет Октября (за столовой № 3), после смены арендатора и проведения ремонта открылся еще один объект общепита.

Все это, помимо  вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов, даст еще и новые рабочие места, развитие города.

Поэтому работа по информированию граждан о необходимости вовлечения в оборот имущества, наведения порядка идет постоянно, принимаются активные меры, направленные на принуждение собственников объектов к надлежащему содержанию территории.

Ольга КЛИМЕНКО

Источник: https://zhodinonews.by/2017/04/20/neispol-zuemy-e-kapital-ny-e-stroeniya-nuzhno-ispol-zovat-e-ffektivno/

Эффект недвижимости© | экономическая газета

Неэффективно используемые капитальные строения

Планы властей наделить областные (Минский городской) Советы депутатов правом увеличивать до 10 раз ставку налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) объектам недвижимости, предусмотренные в проекте изменений в Налоговый кодекс, могут стать прямой угрозой для бизнеса. Насколько серьезна такая опасность показывает принятое недавно постановление Совмина от 6.11.2013 № 957 (далее — постановление № 957).

Напомним, что сейчас согласно ст.

188 НК местные советы вправе увеличивать, но не более чем в 5 раз, ставки налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, неиспользуемым (неэффективно используемым), по перечню, утверждаемому ежегодно до 1 января каждого налогового периода этими же советами или соответствующими исполкомами в порядке и на условиях, установленных Правительством. До сих пор этот порядок не был разработан, и это позволяло надеяться, что он будет направлен на стимулирование приватизации неэффективно используемого госимущества.

Однако подобным иллюзиям суждено было развеяться с появлением Положения о порядке и условиях утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, утв. постановлением № 957 (далее — Положение), вступившего в силу с 13 ноября 2013 г.

Этот документ скорее направлен против тех представителей малого и среднего бизнеса, которые рискнули приобрести старые объекты недвижимости (зачастую всего лишь прельстившись ценой в 1 базовую величину) или построить новые, но по тем или иным причинам не смог довести их «до ума» или не нашли применения.

Исходя из Положения неиспользуемыми будут считаться любые капстроения, которые не вовлечены в хозяйственный оборот и более 9 месяцев суммарно в текущем календарном году не используются в предпринимательской деятельности или не сданы в аренду, лизинг, иное возмездное или безвозмездное пользование. Неэффективноиспользуемыми будут признаваться капстроения и их части, если коэффициент их использования в текущем календарном году составит менее 0,3. Получится, например, что если только что построенный торговый или офисный центр не заполнен более чем на 30% арендаторами, его владельцам придется уплатить налог на недвижимость в 5-кратном (а со следующего года, скорее всего, в 10-кратном) размере — за неэффективное использование свеого собственного имущества.

Аналогичные критерии предусмотрены п. 3 Положения и для плательщиков налога на недвижимость — физических лиц, в т.ч. ИП, если они не используют капитальные строения, их части для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд.

Коэффициент использования определяется по каждому капитальному строению, его части как отношение среднего значения используемой площади к общей. При этом среднее значение используемой площади капитального строения, его части рассчитывается как среднее арифметическое значение используемых площадей на 1 число каждого квартала.

Для того чтобы сформировать перечень, местным властям понадобятся достоверные сведения о неиспользуемых (неэффективно используемых) капстроениях, их частях, расположенных на подведомственной им территории. Получить их исполкомы надеются, обобщая уже имеющуюся информацию, в т.ч.

полученную от других госорганов и госорганизаций, а также получая ее от самих налогоплательщиков. Последним придется ежегодно до 15 ноября представлять в установленной форме соответствующие сведения для включения их в перечень.

А чтобы у них не возникло желания уклониться от этой полезной для пополнения казны обязанности или «приукрасить» сведения, Положением предусмотрена ответственность согласно законодательным актам. Можно предположить, что речь идет как минимум о предупреждении или штрафе от 4 до 20 базовых величин по ст. 23.

16 КоАП за непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо их представление с заведомо недостоверными сведениями.

Перечни неиспользуемых (неэффективно используемых) капстроений, их частей, сформированные районными (городскими) исполкомами и местными администрациями, затем будут сведены в единый перечень по области (г. Минску), который должен быть размещен на сайте областного (Минского городского) исполкома в Интернете.

Сведения о неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений, их частей, принадлежащих физическим лицам, в т.ч. ИП, будут направляться исполкомами в инспекции МНС (для взимания повышенного налога) и самим физическим лицам.

Налогоплательщики, попавшие в перечень, которые вовлекут неиспользуемое имущество в хозяйственный оборот или начнут использовать его эффективно, подняв коэффициент использования выше 0,3, смогут добиться исключения этих объектов из перечня.

Для этого нужно представить в районный (городской) исполком или местную администрацию заявление об их исключении из перечня и документ (документы), подтверждающие вовлечение таких объектов в хозоборот. Если по нему будет принято положительное решение, информация об этом должна быть в течение 3 рабочих дней после принятия размещена на том же сайте, где расположен перечень.

Интересно, что состав и содержание таких подтверждающих документов в Положении не оговариваются, что дает широкий простор фантазии чиновников на местах.

Отметим, что в перечень не включаются жилые дома, жилые помещения в многоквартирных или блокированных жилых домах, гаражи, садовые домики, дачи, хозпостройки, предназначенные для ведения домашнего хозяйства, принадлежащие физическим лицам, в т.ч.

являющимся ИП, капитальные строения, их части, используемые сезонно, а также иные капитальные строения, их части по решениям областных (Минского городского) Советов депутатов. Получается, что чиновникам дано право по своему усмотрению налагать на предприятия и граждан повышенные налоги или не делать этого.

Не исключено, что такая норма соответствующим образом скажется на «равенстве» налогоплательщиков перед законом и коррупционной обстановке в стране.

Дмитрий КОРШУНОВ

СПРАВКА «ЭГ»

Источник: https://neg.by/novosti/otkrytj/effekt-nedvizhimostic-17857

Налог на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям

Неэффективно используемые капитальные строения

Ситуация 1. Определение даты уплаты налога на недвижимость в отношении неиспользуемого здания, включенного в течение года в утвержденный перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений

Областной Совет депутатов в 2015 г. утвердил перечень неиспользуемых капитальных строений и установил повышающий коэффициент 5,0 к ставкам налога на недвижимость по капитальным строениям, включенным в этот перечень. В феврале 2016 г. облсовет включил в этот перечень неиспользуемое здание организации.

С какого числа организация должна уплачивать налог на недвижимость по ставке, увеличенной в 5 раз?

С 1 апреля 2016 г.

Данный вопрос в ст. 188 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) не разъяснен.

Однако налоговая практика такова, что если в течение года капитальное строение организации включено в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, то налог на недвижимость по увеличенным ставкам следует применять с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором капитальное строение включено в перечень.

Так как в нашем случае капитальное строение организации включено в перечень в феврале 2016 г., то налог на недвижимость по ставкам, увеличенным в 5 раз, следует применять по этому капитальному строению с 1 апреля 2016 г.

Данный вывод основан на следующих нормах НК.

Областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (часть пятая ст. 188 НК).

Исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным в соответствии с такими решениями:

– производятся с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором соответствующее решение принято;

– прекращаются с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение областного (Минского городского) Совета депутатов или по его поручению областного (Минского городского) исполнительного комитета об исключении неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей из перечня неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (часть шестая ст. 188 НК).

Как видим, в ст. 188 НК разъяснено, с какого числа прекращают применение увеличенных ставок налога на недвижимость при исключении капитальных строений из перечня неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества. Однако у нас обратная ситуация – капитальное строение в течение года включено в действующий перечень.

Применение актов налогового законодательства по аналогии не допускается (п. 7 ст. 3 НК). Но в данном случае, по нашему мнению, ничего не остается, как действовать по аналогии.

Если повышающий коэффициент перестает применяться с квартала, следующего за кварталом, в котором капитальное строение исключено из перечня неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, то логично, что повышающий коэффициент должен применяться также с квартала, следующего за кварталом, в котором капитальное строение включено в этот перечень.

Косвенное подтверждение этому можно найти в п. 61 ст. 189 НК. Отметим, что в 2015 г. в этом пункте было указано только, как надо исчислять налог на недвижимость, если в течение года капитальное строение исключается из перечня. С 1 января 2016 г. п.

 61 изложен в новой редакции, которая предусматривает уже 2 ситуации: как исчислять налог на недвижимость, если капитальное строение в течение года исключено из перечня и если оно включено в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Справочно: в 2015 г.

при принятии в течение года областным (Минским городским) Советом депутатов или по его поручению областным (Минским городским) исполнительным комитетом решения об исключении из перечня капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, неиспользуемых (неэффективно используемых), налог на недвижимость исчислялся организациями исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН), исключенных из указанного перечня, на 1 января отчетного года и ставки налога на недвижимость, увеличенной (уменьшенной) в соответствии с частью третьей ст. 188 НК, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

Так, с 1 января 2016 г.

при принятии в течение года областным (Минским городским) Советом депутатов или по его поручению областным (Минским городским) исполнительным комитетом решения о включении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества |*| налог на недвижимость по таким капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям организации исчисляют исходя из их остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН), на 1 января отчетного года (при возникновении в течение отчетного года объектов налогообложения на иную дату – на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место возникновение объектов налогообложения) и ставки налога на недвижимость, увеличенной в соответствии с частью пятой ст.188 НК, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

* Ситуация, когда здание не включается в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Таким образом, когда с 1 января 2016 г. вносили дополнения в п. 61 ст. 189 НК, забыли внести аналогичные дополнения в ст. 188 НК.

Налоговые органы руководствуются указанной нормой на практике.

Ситуация 2. Порядок представления сведений о неиспользуемом капитальном строении

У организации имеется неиспользуемое здание склада.

Должна ли организация сообщать об этом в государственные органы? Если должна, то в какие сроки и какие будут после этого последствия?

Должна.

Организация обязана представить сведения о неиспользуемом складе и земельном участке, на котором он расположен, в районный (городской) исполком (местные администрации районов в г. Минске). За неисполнение данной обязанности ст. 23.16 КоАП* предусмотрен административный штраф. __________________________

* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Обоснуем наш вывод.

Критерии неиспользуемого и неэффективно используемого организацией капитального строения перечислены в п.

3 Положения о порядке и условиях утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утвержденного постановлением Совета Министров от 06.11.2013 № 957 (далее – Положение и постановление № 957).

Так, под неиспользуемыми капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями понимаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков налога на недвижимость – организаций и не используемые ими более 9 месяцев суммарно в течение 12 предшествующих календарных месяцев в хозяйственном обороте, предпринимательской деятельности, а также путем предоставления этих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное или безвозмездное пользование.

Под неэффективно используемыми капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями понимаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков налога на недвижимость – организаций, коэффициент использования которых в хозяйственном обороте, предпринимательской деятельности, а также путем предоставления этих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное или безвозмездное пользование в течение 12 предшествующих календарных месяцев составляет менее 0,3.

Коэффициент использования определяют по каждому капитальному строению (зданию, сооружению), его части как отношение среднего значения используемой площади капитального строения (здания, сооружения), его части к общей площади капитального строения (здания, сооружения), его части.

Среднее значение используемой площади капитального строения (здания, сооружения), его части определяется как среднее арифметическое значение используемых площадей на 1-е число первого месяца текущего календарного квартала и 1-е число первого месяца предшествующих 3 календарных кварталов.

Положением установлена обязанность плательщиков налога на недвижимость представлять сведения о неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строениях (зданиях, сооружениях), их частях в районные (городские) исполкомы (местные администрации районов в г. Минске):

– по форме согласно приложению 1 к Положению (с 17 апреля 2016 г. изложена в новой редакции);

– до 1-го числа второго месяца текущего календарного квартала, на 1-е число первого месяца которого установлено наличие критериев, предусмотренных в п. 3 Положения.

Это означает, что если один из вышеназванных критериев будет установлен на 1 июля 2016 г., то организации надо представить указанные сведения до 1 августа 2016 г.

Справочно: непредставление должностным или иным уполномоченным лицом в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 КоАП).

Таким образом, после того как организация сообщит о неиспользуемом здании склада в райисполком, последний передаст эту информацию в облисполком, облисполком – в облсовет, а облсовет включит здание склада в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Следует учитывать, что областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки налога на недвижимость |*| по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (ст. 188 НК).

* Информация о том, в каких случаях организация-застройщик должна платить налог на недвижимость в 2016 г., доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Справочно: административная процедура об исключении капитального строения (его части) из перечня предусмотрена в п. 1.25 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/nalog-na-nedvizhimost-po-neispolzuemym-n

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.