Незаконная реконструкция

Содержание

Незаконная реконструкция зданий – правовые последствия, риски эксплуатации

Незаконная реконструкция

При реконструкции зданий, сооружений КоАП РФ требует оформления разрешения на проведение работ до их начала. Это требование выполняется далеко не всегда из-за сложного, долгого согласования.

Чтобы ускорить процесс, снизить затраты на выполнение работ, собственники объектов проводят их незаконно, без согласования.

Это чревато рядом последствий: финансовых, правовых, связанных с эксплуатацией здания.

Возможные правовые последствия

Денежный штраф. Для юридического лица составляет от 500 тыс. до 1 млн. рублей, для физического — 2-5 тыс. руб. При проведении незаконной реконструкции штраф может быть наложен на собственника помещения, застройщика, подрядчика.

Приостановление деятельности компании на срок до 90 суток. Этот срок дается на устранение последствий незаконного проведения работ. Ограничение может быть наложено на все организации, которые имеют отношение к объекту: заказчик, подрядчик, арендаторы и т.п.

Запрет на регистрационные и иные действия с объектом. До устранения последствий собственник здания или помещения не сможет его продать, сдать в аренду, подарить, перерегистрировать. Запрет налагает ограничение на любые сделки с участием строения. Его коммерческое использование становится невозможным.

Запрет эксплуатации. Налагается на установленный судом срок, до устранения внесенных изменений или до их легализации.

Судебное разбирательство. Его последствия зависят от масштабов, допущенных нарушений, конкретных претензий к застройщику или собственнику здания. Суд может обязать ответчика выплатить компенсации истцам, устранить внесенные конструктивные, планировочные и другие изменения, снести объект, отстроить его заново и т.п.

Запрет на проведение работ. Налагается в процессе нелегальной реконструкции, ограничивает проведение строительства, монтажа и т.п. до их согласования.

Чтобы избежать правовых последствий, лучше начинать процедуру согласования заранее. Для этого потребуется разработка проектной документации реконструкции, получение разрешений в надзорных органах, организация приемки работ. Все это — сложные процедуры, но их выполнение гарантирует нормальную эксплуатацию объекта: без ограничений, наложения штрафа, появления эксплуатационных рисков.

Риски эксплуатации объекта после незаконной реконструкции

Реконструкция часто не согласовывается из-за того, что она выполняется с нарушением строительных норм. Такое нарушение провоцирует появление рисков:

  • эксплуатация объекта становится небезопасной из-за выполнения строительства без предварительных расчетов, учета особенностей грунта в зоне застройки, других факторов. Самовольная реконструкция может стать причиной частичного или полного разрушения здания или его отдельных конструкций, возникновения пожароопасных ситуаций и т.п. Такие риски высоки для любых зданий: производственных, общественных, складских и т.п. Чтобы постройка была безопасной, предварительно выполняют проектные работы, учитывая при этом строительные нормы и фактические характеристики объекта;
  • ухудшение характеристик или разрушение новых либо существовавших ранее строительных конструкций. Такие риски возникают при обустройстве пристроек, возведении новых этажей без предварительного обследования, усиления фундамента, при внутренней перепланировке со сносом или перемещением несущих конструкций, при переоборудовании объекта без усиления перекрытий и т.п. Цель реконструкции — улучшение характеристик здания, повышение надежности конструкций, безопасности эксплуатации, уровня комфорта. Если работы выполняются без предварительного проектирования и согласования, эти задачи часто оказываются нерешенными;
  • перебои в функционировании коммуникаций. Если здание реконструируется, до начала работ проводится инвентаризация, обследование основных инженерных систем. Необходимо убедиться, что изменение характеристик строения не увеличит нагрузку на коммуникации, подключенные к централизованным сетям (энергоснабжение, водоотведение, водоснабжение). Если предполагается увеличение такой нагрузки, инженерные сети перестраивают, увеличивают их мощность или пропускную способность, предварительно согласовывая все вносимые изменения. Аналогичные работы проводятся для «локальных» систем: вентиляции, систем пожарной безопасности и т.п. Их адаптируют под новые характеристики здания, чтобы гарантировать комфорт, безопасность его эксплуатации.

Этап проектирования и согласования при реконструкции нежилых объектов необходим, чтобы правильно спланировать работы, выбрать оптимальные технические решения, исключить возникновение ошибок, нарушений.

Незаконная реконструкция может дать краткосрочную экономию: заказчику не придется тратить время на оформление документов.

Позже такая выгода оборачивается убытками: затратами на урегулирование проблем с контролирующими инстанциями, серьезным ухудшением характеристик здания, невозможностью эксплуатировать его.

Для реконструируемых зданий строительная компания «Олимпия» выполняет обязательное проектирование. Проектная документация разрабатывается по актуальным строительным и иным нормам. За счет этого согласование проходит быстро.

При выполнении подрядных работ мы строго соблюдаем требования проекта, чтобы на этапе приемки не возникало проблем.

У нас можно заказать реконструкцию жилых зданий, промышленных, их проектирование по минимальной цене, с гарантией качественного проведения работ.

Источник: https://www.skmsk.ru/information/reconstrukcija/nezakonnaya/

Верховный Суд России о перепланировке и реконструкции помещений в многоквартирном доме

Незаконная реконструкция

Жители многоквартирных домов для улучшения жилищных условий проводят перепланировку, переустройство, реконструкцию помещений, а иногда и возводят самовольные постройки на придомовой территории. Рассказываем о позиции Верховного Суда РФ в отношении легализации подобных изменений в МКД.

Законодательство РФ о перепланировке, переустройстве и реконструкции помещений в МКД

Перепланировка, согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ, – это изменение конфигурации помещения, когда потребуется внести изменения в его техпаспорт. Она может включать перенос или полный демонтаж перегородок, перенос дверных проёмов, расширение жилплощади, устройство дополнительных санузлов и т.д..

При переустройстве, или переоборудовании, в помещении устанавливаются, заменяются или переносятся инженерные сети, санитарно-техническое, электрическое оборудование. Эти изменения также влекут внесение правок в техническую документацию МКД (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).

Реконструкция, в отличие от переоборудования и перепланировки, меняет параметры всего МКД: высоту, площадь, объём (ст. 1 ГРК РФ).

К реконструкции относятся замена несущих конструкций, надстройка и перестройка, расширение объекта капитального строительства: утепление стен, пристройка дополнительного помещения, объединение двух помещений на разных этажах в одно, снос перегородки между балконом и внутренним помещением и другие работы.Как проводить перепланировку в многоквартирном доме

Согласование перепланировки, переустройства и реконструкции помещения в МКД

На проведение работ по изменению характеристик помещения или даже всего МКД собственник должен получить сначала согласие общего собрания собственников, совместно владеющих общедомовым имуществом (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Уменьшать или увеличивать размер общего имущества можно только с согласия всех собственников (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Это правило касается реконструкции, переустройства и перепланировки, использования части придомовой территории, когда происходит присоединение к помещению собственника части общего имущества дома (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

Помимо согласия ОСС, для проведения перепланировки или переустройства помещения в многоквартирном доме собственнику необходимо получить разрешение органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).

Судебная практика допускает легализацию таких работ после их проведения. Суд должен установить, что изменения в помещении не нарушают прав других жителей МКД и не создают угрозы их жизни и здоровью (ч. 4 ст. 29 ЖК РФ). В ином случае собственник помещения обязан вернуть помещение в прежнее состояние согласно технической документации (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).

Разберём несколько судебных дел, в которых рассматривались вопросы о приведении помещений после перепланировки, переустройства и реконструкции в соответствие с техпаспортом.Реконструкция помещения в многоквартирном доме: как никого не обидеть

Кухня и санузел не могут располагаться над жилыми комнатами

Требование санитарных норм стало решающим в судебном процессе о перепланировке квартиры в одном из МКД Краснодара. Собственник обратилась в орган МСУ с заявлением для получения документов на уже проведённое переустройство помещения. Муниципалитет отказался выдать разрешение. Собственник обратился в суд.

Первая инстанция и апелляция признали право истца на сохранение квартиры в переустроенном виде, посчитав, что изменённое жилое помещение отвечает требованиям СП-54, не нарушает прав соседей и не угрожает их жизни и здоровью.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. ВС РФ отметил, что суды не приняли во внимание существенные обстоятельства дела. Согласно п. 3.8 СП-2.1.2.2645-10, в жилых зданиях запрещено размещать над жилыми комнатами и кухнями ванные и туалеты. Отказ от выдачи разрешения на переустройство, выданный органом МСУ истцу, ссылался именно на это обстоятельство.

В ходе обследования и экспертизы жилого помещения установлено, что после переноса перегородок увеличилась площадь кухни и санузла. Поскольку квартира истца находится на четвёртом этаже, то существенным для дела являлось уточнение, над какими помещениями третьего этажа располагаются кухня и санузел после переустройства.

Суд первой инстанции и апелляционный суд не учли данное обстоятельство при вынесении решений. ВС РФнаправил дело на повторное рассмотрение.ВС РФ о незаконной перепланировке и кто за неё отвечает

Осс должно согласиться на использование земли для самовольной постройки

Семья, проживающая в квартире на первом этаже по договору соцнайма, возвела две пристройки к квартире, увеличив её площадь в 2 раза. Реконструированное помещение не нарушало требований СП-2.1.2.

2645-10, требований к пожарной безопасности и соответствовало техническим регламентам, действующим на территории РФ.

Однако орган МСУ отказал в сохранении квартиры в переустроенном состоянии, и спор был перенесён в зал суда.

Первая инстанция, а за ней и апелляционный суд удовлетворили требования жителей квартиры. Судьи посчитали, что возведённые пристройки не нарушают права и интересы других граждан, не угрожают их жизни и здоровью, соответствуют санитарным и строительным нормам. Поэтому, согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, суды разрешили сохранить помещение в переустроенном виде.

Верховный Суд РФ, куда муниципалитет обратился с кассационной жалобой, не согласился с выводами первых двух судов. ВС РФ отметил, что пристройка возведена на земельном участке, входящем в состав общего имущества МКД.

Она представляет собой помещение с отдельным входом из монолитного железобетонного фундамента в кирпичными наружными стенами и кровлей.

Такая постройка изменила площадь квартиры, а также увеличила общее имущество МКД за счёт новых ограждающих конструкций.

ВС РФ указал, что для проведения подобной реконструкции, когда изменяется общее имущество дома, необходимо получить согласие всех собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Истцы не выносили вопрос на ОСС.

Также существенным для суда являлся факт использования без согласия ОСС земли, входящей в состав общего имущества МКД. Пристройка к квартире на земле без получения согласия на её использование может быть признана самовольной постройкой в силу ст. 222 ГК РФ.

Эти обстоятельства суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали, поэтому ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.Земельный участок в составе общего имущества МКД

Реконструкция под видом переустройства незаконна

Собственник решил в принадлежащей ему квартире устроить офис. Орган МСУ выдал разрешение на перевод жилого помещения в нежилое и проведение переустройства в соответствии с представленным проектом. Однако владелец квартиры произвёл реконструкцию: появился второй этаж, который существенно увеличил общую площадь бывшей квартиры.

Результат работ не соответствовал согласованному проекту, поэтому орган МСУ отказал в выдаче акта на ввод помещения в эксплуатацию. Собственник с таким решением не согласился и обратился в суд.

Первая инстанция не поддержала истца, подтвердив позицию муниципалитета: результат работ не соответствует проектной документации, в которой не предполагалась реконструкция помещения и элементов МКД и надстройка второго этажа. Вопрос о переустройстве не выносился на общее собрание собственников. Своими действия истец нарушил права третьих лиц, поскольку самовольно увеличил свою долю в праве общей собственности на общедомовое имущество.

Апелляционный суд отменил это решение, указав на то, что собственник может сохранить переустроенное помещение. Проведённые работы не создают угроз жизни и здоровью других лиц, не нарушают их права и интересы. Важным для суда аргументом для принятия решения в пользу истца стало обращение собственника за разрешительными документами в орган МСУ.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в ВС РФ, который согласился с выводами суда первой инстанции. Верховный Суд РФ подтвердил, что истец нарушил требования закона, не получив согласия всех собственников помещений в МКД и органа МСУ на реконструкцию. Выполненные в нежилом помещении работы изменили параметры площади бывшей квартиры и общего имущества МКД.

Судья уточнил, что, согласно п. 26 постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, отсутствие разрешения на самовольную постройку не может стать причиной для отказа в иске о признании права собственности на такую постройку. Необходимо установить, правомерно ли отказал орган МСУ в выдаче разрешительных документов.

Поскольку истец не обращался в муниципалитет за разрешением на реконструкцию помещения с изменениями элементов МКД, то ВС РФ отменил определение апелляционной инстанциии постановил снова рассмотреть апелляционную жалобу.ВС РФ о реконструкции помещения в многоквартирном доме

Орган ГЖИ может наказать УО за незаконную перепланировку в МКД

Управляющие организации должны иметь в виду, что факт незаконных перепланировок и переустройств с изменением общего имущества МКД может быть зафиксирован при плановых и внеплановых проверках органа ГЖН. В таком случае орган жилнадзора может обязать УО привести общее имущество МКД в состояние согласно техдокументации, если собственник отказывается это делать.

В таком случае УО может:

  • вынести вопрос о легализации переустройства на общее собрание собственников помещений в МКД;
  • привести общее имущество в соответствие с техпаспортом МКД и через суд потребовать с собственника возмещения затрат.

Также Жилищный кодекс РФ предусматривает наказание владельцу переустроенной квартиры, если он не выполнит решение суда о возвращении помещению начального вида. Согласно ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, помещение может быть продано с торгов. Вырученные средства будут направлена на работы по возвращению квартиры к прежней планировке.

Источник: https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/9459-verhovnyy-sud-rf-o-pereplanirovke-i-rekonstrukcii-pomescheniy-v-mkd

Узаконивание (легализация) самостроя

Незаконная реконструкция

Согласно ст.

222 Гражданского кодекса РФ, самовольная постройка — это здание, сооружение или другое строение, возведенное на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта, либо возведенное или построенное без получения на это необходимых согласований, разрешений, в том числе с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Виды самовольного строительства

Самый распространённый вид самостроя в Москве — это самовольная реконструкция — когда происходит изменение параметров существующего здания, появляются так называемые пристройки, надстройки, в том числе мансардные этажи, антресоли, переоборудование чердаков и подкровельного пространства и т. д.

В последнее время появилась тенденция самовольной реконструкции складских или бывших производственных зданий, т. е. когда внутри одноэтажного здания с высотой обычно 10–12 метров обустраивают 2 или 3 этажа внутри, называя это антресолью, не увеличивая при этом общую высоту здания и площадь застройки, при этом увеличивая общую полезную площадь здания в 2–3 раза.

Второй вид самостроя — это самовольное строительство, то есть возведение с нуля, когда на пустом месте строят здание без разрешения на строительство, либо, когда сносят старое здание, а на его месте строят новое, большей площади и этажности.

Постановления Правительства Москвы №819-ПП и №829-ПП

Правительством Москвы приняты два ключевых постановления, касающиеся борьбы с самостроями в Москве и регулирующие порядок принятия и реализации решений в отношении самостроев:

  1. Постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков».
  2. Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. N 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы».

Помимо этого, 03 августа 2018 г.

принятФедеральный закон N 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»»,согласнокоторому предусматривается снос самовольно возведённых (реконструированных) объектов только по решению суда. Также у правообладателя появилась возможность привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями (легализовать или узаконить). На это отводится срок от 6 месяцев до 3 лет. В результате на такую постройку может быть оформлено право собственности.

Сейчас Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости в г. Москве (ГИН) проводится планомерная работа по выявлению и пресечению фактов самовольного строительства или реконструкций объектов недвижимости.

При выявлении признаков самовольного строительства, сотрудниками Госинспекции по недвижимости составляется соответствующий акт, фиксирующий данные нарушения, который направляется собственнику и в Департамент городского имущества г. Москвы (ДГИ).

В случае если собственник не предпринимает никаких действий по узакониванию самостроя, ДГИ подает на правообладателя земельного участка в суд за использование земельного участка не по назначению и с требованием о сносе здания.

Порядок узаконивания (легализации) самостроя

Согласование объектов самовольного строительства или незаконной реконструкции в Москве возможно одним из двух способов:

  1. В административном порядке — через Градостроительную земельную комиссию (ГЗК) — это наиболее эффективный метод узаконивания объекта, данная процедура значительно проще и короче по срокам, чем судебный процесс.

Процесс узаконивания начинается с подачи заявления на имя Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш. с просьбой рассмотреть вопрос о сохранении объекта недвижимости в существующих объемах.

После этого Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости (ГИН) проводится процедура обследования объекта и земельного участка, на котором он расположен, направляются запросы в другие инстанции (Департамент городского имущества г. Москвы (ДГИ), Москомархитектура, Префектура, Мосгоргеотрест и т. д.

) с целью формирования «общей картины» для вынесения вопроса на рассмотрение ГЗК.

ГЗК, рассмотрев Ваше обращение на заседании Рабочей группы, может принять решение:

  • «положительное» — о сохранении объекта путём прохождения собственником ряда мероприятий по узакониванию (легализации), в том числе оплаты штрафа в бюджет города;
  • «отрицательное» — о передаче дела в суд с требованием о сносе объекта или возврату в первоначальное состояние — если выявлены какие-либо нарушения, риски и т. д. или если собственник объекта не принимает дальнейшие условия по узакониванию (легализации), а также оплате штрафа.

При принятии ГЗК положительного решения, т. е.

о сохранении объекта, вносятся изменения в ПЗЗ и оформляется ГПЗУ с новыми параметрами строительства, разрабатывается и согласовывается проектная документация на объект, получается разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Параллельно переоформляются земельные отношения с городом — вносятся изменения в Договор аренды земельного участка в части изменения параметров объекта и вида его разрешенного использования (при необходимости).

  1. Узаконивание через суд. Часто собственники начинают узаконивание самостроя через суд не по своей инициативе, а когда становятся ответчиками по иску Департамента городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Метод узаконивания самостроя через суд мы используем крайне редко, только если видим и понимаем, что решение суда может быть в нашу пользу. В противном случае, если очевидно, что ситуация безнадежная и судебный процесс может быть проигран, мы не беремся за данный вопрос.

Процесс узаконивания самостроя через суд отличается от узаконивания через ГЗК только тем, что у Вас на руках будет судебное решение о возможности узаконить Ваш самострой, в т. ч.

получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и внести изменения в Росреестр, но только в том случае если объект не нарушает права третьих лиц, не представляет опасность жизни и здоровью, и построен согласно градостроительным нормам и правилам.

При этом не будет гарантий того, что Москомархитектура согласует архитектурно-градостроительное решение (АГР) Вашего самостроя, без которого невозможно будет получить разрешение на строительство.

Важно! Согласование самостроя в Москве, вне зависимости от вида строительства, т. е. вне зависимости от того сделана незаконная реконструкция или незаконное строительство объекта с нуля, выполняется в одном и том же порядке.

Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК)

Градостроительно-земельная комиссия г. Москвы (ГЗК) — специализированный орган, созданный на основании Постановления Правительства Москвы №1019-ПП от 16.11.2010г.

«О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы» для решения вопросов в области градостроительства, инвестиционной деятельности, земельных отношений, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реставрации недвижимых объектов культурного наследия.

Решения ГЗК принимает на заседаниях рабочих групп, которые проводятся в закрытом режиме по мере необходимости, но не реже 2-х раз в месяц под председательством Мэра Москвы — Собянина С. С. или заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М. Ш.

В круг вопросов, находящихся в компетенции ГЗК, входят:

  1. Рассмотрение и принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности, в том числе:
    • о необходимости внесения изменений в Генплан г. Москвы; 
    • о необходимости внесения изменений в ПЗЗ;
    • о необходимости подготовки проектов планировки территории;
    • о необходимости подготовки и об одобрении проектов межевания территории;
    • об отмене ранее выданных ГПЗУ и т. д.
  2. Рассмотрение и принятие решений по вопросам в области земельных отношений, в том числе:
    • об изменении цели предоставления земельных участков;
    • о применении штрафных санкций в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, содержащихся в договорах аренды (пользования) земельных участков;
    • об условиях осуществления компенсации (возмещения) правообладателям подлежащих освобождению земельных участков и (или) подлежащих сносу иных объектов недвижимого имущества и т. д.

В настоящее время практически 90 % случаев, связанных с любым видом земельно-имущественных отношений с городом, проходят через ГЗК, в частности:

  • оформление или переоформление земельных отношений с городом;
  • узаконивание (легализация) самостроя;
  • смена функционального назначения здания;
  • изменением ВРИ земельных участков и т. д.

Сроки узаконивания (легализации) незаконного строительства

Узаконивание (легализация) самостроя в Москве в административном порядке, т. е. через ГЗК, в среднем длится 3–6 месяцев, в сложных случаях — от 6 до 18 месяцев. В судебном порядке эта же процедура может растянуться на годы.

Последствия строительства здания без разрешений и согласований

Оплата штрафов за незаконное строительство

Невозможно получить Разрешение на строительство и Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Невозможно провести регистрационные действия (нельзя зарегистрировать и продать)

Расторжение Договора аренды земельного участка (в случае аренды у города)

Отсутствие компенсации при сносе (в случае реновации территории района)

Снос незаконно построенного здания (согласно Постановлению Правительства Москвы №829-ПП от 08.12.2015г.)

В каких ситуациях узаконить (легализовать) самострой невозможно?

Таких ситуаций немного:

  • Нарушены права третьих лиц.
  • Объект представляет опасность жизни и здоровью.
  • Согласно градостроительной документации, на данном земельном участке невозможно строительство данного вида объектов.
  • Объект уже попал в Постановление Правительства Москвы N 829-ПП и подлежит сносу.

Если Вы допустили ситуацию, что Госинспекция по недвижимости узнала о Вашем самострое, будьте готовы к тому, что объект может попасть в перечень 819-ПП, т. е. с дальнейшей перспективой сноса, если не предпринимать никакие действия. Исключение из 819 Постановления возможно, однако все случаи индивидуальны.

К сожалению, если объект самостроя попадает в Постановление Правительства Москвы N829-ПП от 08.12.2015г., то мы уже не сможем ничем помочь. Такие случаи бывают крайне редко, только если собственники своими действиями или бездействием допускают его попадание в 829-ПП.

Собственнику объекта самовольного строительства стоит опасаться не только ответственности за совершенное правонарушение, но и ситуации, в которой он может и вовсе оказаться без своего объекта на вполне законных основаниях. Так при осуществлении самовольного строительства собственник и привлекаемые им лица могут совершить несколько правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафа. Это может быть:

  1. Нецелевое использование земельного участка в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ.
  2. Строительство или реконструкция без разрешения в соответствии со ст.9.5 КоАП РФ.
  3. Невыполнение предписаний Госстройнадзора в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ и т.д.

Согласно законодательству РФ и действующей судебной практике самовольная постройка или самострой, подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, или иной документацией, лицом, осуществившим ее за свой счет.

Помощь в узаконивании (легализации) самостроя

Узаконивание (легализация) самостроя — процедура сложная и достаточна долгая. Даже при наличии всех имеющихся документов и разнообразных разрешений объект может оказаться в списке под снос, т. е. попасть в Постановление Правительства Москвы N829-ПП. Поэтому чем раньше приступить к процессу легализации, тем эффективнее и дешевле он окажется.

Мы беремся за узаконивание самостроя только в том случае, если понимаем, что можем помочь, т. е. видим конечный результат, который будет устраивать Заказчика. В любом случае, перед подписанием договора Заказчику будут озвучены все возможные пути согласования объекта.

Почему выгодно заказывать согласование проектной документации в «РосАрхитектор»

Индивидуальный подход – каждый объект индивидуален и до заключения договора мы проводим анализ имеющейся у Заказчика ситуации – для определения возможностей согласования, разъясняем возможные пути согласование объекта.

Полный комплекс услуг – мы предоставляем комплексные услуги: от получения исходно-разрешительной документации и завершая сдачей построенного объекта в эксплуатацию.

Соответствие закону – согласование проектной документации выполняется в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, поэтому с нами Заказчик лишается риска получить поддельные документы при согласовании.

Опыт – у нас многолетний практический опыт в области согласования проектной документации, в том числе согласования «самостроя» и незаконной реконструкции.

Гарантия результата – мы беремся за согласование только тех объектов, которые можно согласовать, мы не беремся согласовывать объекты, построенные с грубейшими нарушениями строительных норм, которые невозможно согласовать.

Заказав узаконивание (легализацию) самовольного строительства нас, Вы получите полный комплекс услуг – от получения ГПЗУ до получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Оставить заявку

Выписка из СРО

Ассоциация проектировщиков «СтройАльянсПроект»

Мы гарантируем:

выполнение договорных обязательств
качественно и в срок;

полное соответствие результатов
поставленным целям;

гибкий подход и готовность к решению
любых технических вопросов;

оперативное согласование проектной
документации.

Источник: https://www.RosArch.ru/soglasovanie/uzakonivanie-vyipolnennoj-rekonstrukczii/

Как узаконить самовольную реконструкцию частного жилого дома в 2020 году: без разрешения, на собственной земле

Незаконная реконструкция

/ Жилищные споры / Самовольная постройка / Как узаконить самовольную реконструкцию частного жилого дома

Просмотров 453

Жилые дома могут иметь разную конструкцию. Но со временем даже современное здание нуждается в улучшении. Если собственник захочет увеличить площадь – он сделает пристрой.

Возникла необходимость в дополнительном этаже? Нет проблем – стройте мансарду. Все это часть реконструкции частного дома. Однако процесс имеет ряд нюансов.

Один из таких – уведомление властей о проводимых изменениях с домом.

Очень часто о согласовании вспоминают в последний момент, когда переустройство уже закончено. Встает вопрос, можно ли узаконить самовольную реконструкцию жилого дома? Вашему вниманию актуальная информация о легализации изменений.

Что такое реконструкция частного дома?

Термин «реконструкция жилого дома» закреплен в Гражданском и Градостроительном кодексе, а также в иных нормативно-правовых актах. Многие путают это понятие с капремонтом и перепланировкой объекта. Однако, это совершенно разные термины.

Обратимся к пункту 14 ст. 1 ГрК РФ:

Реконструкция частного дома – это восстановление или замена конструкций, а также изменение характеристик здания с целью увеличить площадь или этажность объекта. Переустройство всегда подчиняется нормам СНиПов и требует соблюдение градостроительных регламентов.

Иначе говоря, если вы решили увеличить высоту дома за счет второго или третьего этажа – это реконструкция. Хотите восстановить фундамент, пристроить к дому гараж или баню – это тоже реконструкция. Основные характеристики здания всегда сохраняются. Сооружение не потеряет несущих стен, не лишится крыши, основания и т.д.

Реконструкция связана с увеличением общей или жилой площади. Это отличает ее от перепланировки и капитального ремонта. Первая затрагивает внутреннюю часть дома (перегородки, лестницы, санузел, камин). Капремонт – это замена или восстановление изживших себя частей здания. Отличие реконструкции в том, что она изменяет площадь и фасад частного дома.

Пример:

Егор имеет в собственности участок ИЖС и возведенный на нем дом. Домовладелец хочет «приделать» к зданию гараж для автомобиля. Конструкция будет капитальной – с фундаментом и кирпичной кладкой.

В данном случае гараж – это объект реконструкции жилого дома. Перепланировкой его назвать нельзя, поскольку пристрой будет со стороны улицы.

Капремонтом процесс также не является, потому что гараж возводится «с нуля».

Как узаконить реконструкцию?

Процесс узаконивания строительства и/или реконструкции претерпел изменения. Начиная с 4 августа 2018 года, легализация обходится без разрешений на стройку – в силу изменений Федерального закона № 342 от 03.08.2018.

Теперь, чтобы оформить реконструкцию жилого или садового дома, достаточно выслать уведомление о своих намерениях. Орган местного самоуправления (МСУ) примет уведомление, изучит предоставленные сведения и даст ответ – положительное или отрицательное решение (см. «Как получить разрешение на реконструкцию частного дома«).

Разберем, как оформить реконструкцию с учетом изменений.

Частного дома

Перестройка дома носит разный характер. Хозяин может надстроить еще один этаж, обустроить мансарду, сделать комнату, кухню, гараж или пристрой в виде бани.

Узаконивание изменений лучше делать в административном порядке. Так вы сэкономите деньги и время.

Что нужно делать:

  1. Обратиться в администрацию с уведомлением о реконструкции частного дома.
  2. Получить одобрение на переустройство.
  3. Завершить реконструкцию.
  4. Обратиться в БТИ, Росреестр или кадастровую компанию. Там заключается договор на кадастровые работы и изготовление техплана.
  5. Геодезисты проводят обмеры и передают информацию главному инженеру.
  6. Оформление техплана на CD-диске в формате XML.
  7. Хозяин дома вновь подает уведомление – на этот раз об окончании работ, прикладывает техплан и квитанцию об оплате госпошлины.
  8. Регистрация изменений в ЕГРН.

Если на земельном участке есть чужая недвижимость или линейные объекты, при легализации нужно учесть интересы третьих лиц. Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ, реконструкция не должна нарушать их законных прав. В противном случае ее признают самовольной.

Второй момент узаконения связан с соблюдением прав совладельцев дома. Если жилое здание принадлежит нескольким лицам, они должны дать согласие на реконструкцию. Чье-то несогласие поставит процесс под угрозу. Поэтому, первым делом, нужно заранее обо всем договориться.

Рекомендуем почитать «Как узаконить самострой на своем земельном участке«.

Многоквартирного дома

Многоэтажные жилые дома могут подвергаться реконструкции по инициативе собственников квартир или управляющей компании.

Вопрос о целесообразности реконструкции выносится на общее собрание собственников жилья (пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ). Для принятия решения нужно собрать кворум и большинство .

Если реконструкция уменьшит размер общего имущества в доме, то нужно согласие 100% собственников и держателей машино-мест в МКД – пп. 6.2 п. 1 ст. 51 ГрК РФ.

Планировщик должен согласовать с архитектурой намечаемую реконструкцию. Вместе с уведомлением подается проект переустройства многоэтажного дома. Схема составляется организацией из состава СРО. Обязательное условие – наличие лицензии и допуск к оформлению проектной документации. Если администрация даст добро, реконструкцию можно узаконить в обычном порядке.

Нежилого помещения

Узаконение нежилых объектов подчиняется тем же правилам, что и жилые дома. Специалисты Росреестра советуют владельцам включать в состав технического плана заключение специалиста по организации инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Заключение должно содержать сведения о завершенных работах. Чтобы легализация прошла успешно, нужно отметить:

  • заключение о несущих конструкциях (стенах);
  • характер демонтажа перегородок (несущие/не несущие);
  • информацию о дверях, окнах;
  • данные о новой нагрузке на несущие конструкции;
  • сведения о безопасности нежилого помещения;
  • отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан.

Нарушения требований СНиП, СанПиНа и прочих регламентов затрудняют узаконивание нежилой пристройки к дому. Владельцу придется либо устранить нарушения, либо попытаться узаконить реконструкцию через суд.

Не знаете, где и с кем согласовать перестройку? Читайте нашу статью «Как получить разрешение на реконструкцию нежилого здания«.

Какие нужны документы?

Прежде чем затевать «переустройство», правообладателю придется собрать документы. Они нужны для согласования реконструкции с отделом архитектуры и строительства в регионе.

До начала реконструкции готовятся:

  • заполненный бланк уведомления в адрес администрации;
  • паспорт РФ;
  • нотариальная доверенность – если от имени нескольких совладельцев дома действует один представитель;
  • документ о праве собственности на свой земельный участок – по желанию;

Администрация может затребовать ГПЗУ на участок. Однако предоставлять его с остальными документами необязательно. Чиновники сами запросят его путем межведомственного взаимодействия.

После реконструкции нужно подготовить:

  • аналогичное уведомление – но уже об окончании работ;
  • паспорт РФ;
  • соглашение об определении долей частного дома + графический план – на случай, если вы не единственный правообладатель жилого здания;
  • техплан на реконструированный дом;
  • квитанцию об уплате госпошлины за внесение изменений в ЕГРН.

Дальнейшее участие заявителя не потребуется. Уполномоченный орган проверит документы, оформит их для передачи в ФКП «Росреестра» и отправит в ЕГРН по межведомственным каналам. Собственнику (-ам) останется дождаться документов. Речь идет о двух выписках – с кадастровыми данными (технический паспорт) и праве собственности на жилой дом.

Сроки и стоимость

Вместе с обновлением Градостроительного кодекса изменились и сроки легализации строительства/реконструкции домов.

Период подготовки ответа на уведомление составляет 7 рабочих дней. Однако срок действует только в случае одобрения со стороны администрации. Если последовал отказ, срок увеличится до устранения его причин.

Узаконение после реконструкции продлится от 10 рабочих дней. За это время уполномоченный орган передаст документы в ЕГРН, а Росреестр подготовит нужные выписки.

Уведомление о начале реконструкции подается бесплатно.

Заявитель оплачивает лишь расходы на оформление технического плана. Стоимость колеблется в зависимости от региона. Минимальный чек – 8 000 рублей, а цена за сложные объекты – до 20 000 рублей.

Уведомление об окончании строительства также бесплатное. Однако правообладателю нужно сразу оплатить госпошлину за узаконение реконструкции частного дома. Как и в случае со строительством, она составляет 350 рублей. Квитанция прикладывается в оригинальном виде.

Штраф за неузаконенную реконструкцию

Забыв легализовать изменения, собственник рискует нарваться на санкции со стороны государства. Отсутствие разрешения и/или уведомления о реконструкции наказывается:

  • Административным штрафом – в связи с незаконной реконструкцией, применимо к вашей ситуации (ст. 9.5. КоАП РФ). Физическим лицам (гражданам) придется заплатить от 2 000 до 5 000 рублей, а также от 500 до 1 000 рублей – за отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию.
  • Уголовной ответственностью – в связи с мошенничеством по ст. 159 УК РФ, либо вредом жизни и здоровью людей.

Встречается и снос (демонтаж) частного дома. Однако прежде придется выяснить, является ли реконструкция дома самовольной постройкой? Если изменения несут угрозу здоровью граждан, владельца дома обяжут осуществить снос самостроя. Если реконструкция не несет угрозы, не нарушает интересов соседей, отвечает нормам СНиП и прочим требованиям – есть шанс ее узаконить. В таком случае жилой дом не будет признан самостроем.

Узнали о самострое соседа? Читайте «Куда и как жаловаться на незаконное строительство?»

Как узаконить самовольную реконструкцию дома через суд

Проще, выгоднее и быстрее легализовать реконструкцию в административном порядке. Но зачастую это невозможно. Одна из причин – отсутствие разрешения на «переустройство». Это происходит, если собственник дома не уведомил власти о реконструкции, а провел ее тайком.

Впоследствии, когда потребуется продать, подарить или заложить дом – нарушения всплывут. И тогда нужно будет узаконить изменения. Администрация, естественно, откажет – остается вариант с легализацией через суд.

Источник: http://law-divorce.ru/kak-uzakonit-samovolnuyu-rekonstruktsiyu-chastnogo-zhilogo-doma/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.