Незаконная выдача разрешения на строительство

Содержание

Выданное с нарушением закона разрешение на строительство. Отмена разрешения на строительство через суд

Незаконная выдача разрешения на строительство

Прежде чем построить объект, застройщику необходимо решить земельный вопрос. Если участок находится в собственности муниципалитета, его можно взять в аренду или выкупить. Когда земля оформлена, самое время собирать документы для получения разрешения на возведение объекта, которое по муниципальным участкам также готовится местной администрацией.

Для получения заветной бумаги необходимо собрать серьезный пакет документов, в том числе подтвердить свое право на использование участка. Это может быть свидетельство о праве собственности, договор аренды застраиваемого участка и т.п.

Если все документы в порядке, то в установленные сроки выдается разрешение, позволяющее компании начать стройку. Но на этом этапе достаточно часто встречаются ситуации, когда администрация отменяет ранее выданное разрешение в связи с наличием при его принятии серьезных нарушений закона. В таких случаях единственный выход — идти с жалобой в суд.

Так случилось с одной компанией города Златоуста.

Жалоба на действия городской администрации, отменившей свое разрешение на строительство, была признана правомерной первой, апелляционной и кассационной инстанциями.

Муниципалитет отстаивал свою позицию до последнего, дело дошло до Верховного суда РФ. Он указал, что нижестоящие суды неправильно применили нормы права, и дело вернулось 24 апреля 2018 г. к началу своего пути.

Обстоятельства судебного спора и этапы его прохождения по инстанциям

Златоустовская администрация (далее — Администрация) в мае 2014 г. распорядилась передать в аренду Обществу земельный участок с целевым назначением «для организации отдыха населения». Участок имел площадь 30 тыс. кв. м и располагался на землях населенных пунктов. Муниципалитет подготовил соответствующий договор и передал Обществу участок в аренду для указанных в распоряжении целей.

Через три месяца Администрация внесла в документ изменения, поменяв целевое назначение участка на «строительство объектов для организации отдыха населения». В указанной части стороны внесли дополнения в договор в сентябре 2014 г.

Общество в этом же месяце обратилось в муниципалитет с просьбой изменить Генплан города и План землепользования и застройки. В заявлении компания указала на необходимость замены лесной зоны на зону, предназначенную для коттеджной и усадебной застройки в отношении арендованного участка.

Заявление было рассмотрено комиссией, итоговый протокол Администрация утвердила своим распоряжением в октябре 2014 г.

Через месяц было издано постановление, которым назначены публичные слушания по изменению карты градостроительного зонирования города.

После завершения слушаний Собрание депутатов утвердило измененный Генплан и Правила землепользования. Зона для коттеджной застройки была увеличена за счет предоставленного Обществу участка.

В марте 2015 г. Администрация утвердила градостроительный план для участка с указанием в нем вида разрешенного использования — для постройки объектов под организацию отдыха населения.

Разрешение на строительство Общество получило в августе 2015 г. сроком действия на один год. Однако в марте 2016 г. Администрация отменила его из-за допущенных нарушений при выдаче.

Не согласившись с распоряжением Администрации об отмене разрешения на строительство (далее — распоряжение), Общество обжаловало его в арбитраж.

Итогом рассмотрения иска стало решение АС Челябинской области от 25.02.2017 г. о признании недействительным спорного распоряжения.

Жалоба, поданная Администрацией в апелляцию, а затем — в кассацию, не изменила решения суда первой инстанции. Последней инстанцией в данном деле являлся Верховный суд РФ. Дело было передано для рассмотрения в судебную коллегию по экономическим спорам 16 марта 2018 г., которая усмотрела в выводах нижестоящих судов нарушения материального права.

Какими нормами руководствовались нижестоящие суды?

Как было указано в решениях, в спорном акте не имелось указания, на каком из оснований, перечисленных в п. 21.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), Администрация решила отменить выданное разрешение на строительство. Указанное, по мнению судов, привело к нарушению изданным распоряжением прав Истца в экономической сфере.

Суды указали, что вопросы, связанные с порядком предоставления Обществу участка, необходимо было решать при заключении договора аренды и оформления градостроительного плана участка. Так как договор и допсоглашение к нему прошли госрегистрацию в реестре недвижимости, суды признали незаконным принятие Администрацией спорного распоряжения.

Муниципальный участок под застройку передается в аренду только через открытые торги

Правила передачи участков, принадлежащих государству или находящихся в муниципальной собственности, отражены в статьях 30-32 ЗК РФ. Соблюдение процедуры, прописанной в законе, обеспечивает справедливое и эффективное распоряжение собственностью.

Из документов следовало следующее:                                                    

  • Спорный участок поставлен государством на кадастровый учет в 2014 году.
  • Муниципалитет передал землю Обществу для целей, отличных от строительства, в связи с чем проведение торгов не требовалось.

Но нижестоящие суды не учли, что процедура передачи участка под застройку связана с применением иных правил.

Таким образом, заключая допсоглашение об изменении назначения земли, стороны фактически попытались обойти законодательство и оформить арендные отношения без проведения публичных торгов.

Кроме того, судьи не отразили свое мнение относительно довода Истца о том, что в арбитраже находилось иное дело, связанное с недействительностью спорного распоряжения. В АС Челябинской области обратился областной прокурор к Администрации и Обществу с требованием о признании распоряжения недействительным и другими сопутствующими заявлениями, вытекающими из правоотношений сторон.

Причина возврата дела на повторное рассмотрение

Получение разрешения на строительство означает, что имеющаяся у застройщика проектная документация соответствует градостроительному плану участка и дает ему право возводить на нем объекты недвижимости. Чтобы получить разрешение, необходимо собрать комплект документов, среди которых закон называет правоустанавливающие документы на землю (п. 1 ст. 7 ГрК РФ).

Нижестоящие суды в качестве таких документов указали зарегистрированные в регпалате договор аренды и допсоглашение к нему, что подтверждало наличие у Общества соответствующих прав на землю. Но суды не учли, что изначально участок имел целевое назначение «для организации отдыха населения», а не для строительства.

Согласно земельному законодательству, у любого участка имеется целевое назначение. Выходить за пределы данного назначения землепользователь не вправе.

На определение правового режима участка влияет его категория, вид и цели использования, а также отнесение его к определенной зоне. В ст.

85 ЗК РФ содержится право каждого землепользователя выбирать вид разрешенного использования в рамках допустимых вариантов внутри конкретной территориальной зоны. Но применять данную норму надлежит только во взаимосвязи с другими нормами права.

Реализовать свое право на пользование землей можно через оформление права аренды. Данное право отражается в договоре одновременно с фиксацией вида использования земельного участка.

Как следует из п.1 ст. 615 ГК РФ, пользоваться арендованной землей допускается в точном соответствии с договором. Если в тексте соглашения отсутствует указание на цель использования, то арендатор должен учесть установленное в официальных документах назначение земли.

Таким образом, если назначение участка меняется, то обязательно следует изменение условий заключенного договора. Лицо, предоставившее участок в аренду, не может своевольно изменять назначение участка. При решении данного вопроса оно обязано соблюдать законодательно установленный порядок его предоставления.

Когда нижестоящие суды посчитали возможным изменение цели использования участка на «строительство объектов для отдыха населения» посредством подписания допсоглашения к договору аренды, они не учли, что порядок предоставления участков для новой и существующей цели различен.

Основная мысль судебных актов, принятых по данному спору, сводилась к тому, что у Администрации не было законных причин для отмены распоряжения, так как ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев для подобных действий. Ни к одному из данных случаев сложившаяся ситуация не подходила.

В то же время Закон № 131-ФЗ позволяет муниципалитету отменить или временно прекратить применение изданного им же правового акта (ст. 48). Правда, отменить свой акт Администрация могла только при условии, если данными действиями никому не причинялся вред.

Несмотря на указанные правовые нормы, констатировал ВС РФ, суды были обязаны изучить процедуру передачи земли под застройку, оценить доводы Истца о разрешении строительства в отсутствии соответствующих прав на землю у Ответчика. Указанное явилось причиной для передачи дела на повторное изучение и принятие законного судебного акта.

Выводы

Отмена разрешения на строительство возможна только по указанным в ГК РФ основаниям. Но в правоприменительной практике встречаются случаи, когда решение муниципалитетом было принято незаконно.

В таких случаях ни одно из прописанных в Кодексе оснований не подходит к возникшей ситуации. В таком случае муниципалитет может сослаться на предоставленное ему законом право самостоятельной отмены ранее принятых актов, если они были выданы с нарушением.

Прекращение разрешения на строительство возможно только в исключительных обстоятельствах

Уполномоченный орган может отозвать только тот ненормативный Акт, который не соответствует действующему Законодательству.

В ч.21.1 ст.51 ГК РФ даны снования, которые могут послужить причиной для прекращения разрешения на строительство:

  • право собственности или иное право на участок земли, на котором осуществлялось строительство, прекратилось в принудительном порядке. К этому условию относится и изъятие земли для государственных нужд;
  • отказ от права собственности или иного права на землю;
  • физическое или юридическое лицо произвело процедуру расторжения договора аренды, дающего право пользования землей;
  • было прекращено право пользования недрами, если разрешение выдавалось на осуществление строительства или реконструкции объекта на участке, который был предоставлен пользователю недр и необходимом для проведения работ, касающихся использования недр.

Как показывает практика, уполномоченный орган вправе отозвать разрешение, если были обнаружены существенные нарушения в процессе его выдачи. Этому могут послужить следующие причины:

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на землю;
  • истек срок договора аренды на землю;
  • несоответствие вида разрешенного использования земли;
  • в проектной документации отсутствуют определенные разделы, что приводит к несоответствию документа положению о составе проектной документации;
  • нарушение санитарных норм в процессе проектирования;
  • в результате экспертизы проектной документации было принято отрицательное решение;
  • нарушена процедура выдачи разрешения.

Возможны ли другие причины прекращения разрешения на строительство?

Неоднозначный ответ дает практика Арбитражных Судов. С одной стороны в ГК дан полный перечень обстоятельств, позволяющих отозвать разрешение. При его прекращении уполномоченный орган должен ссылаться на установленные законом конкретные обстоятельства.

Есть иная позиция: нарушение норм ст.51 ГК позволяет отозвать разрешение независимо от других причин, перечисленных в п.21.1 вышеуказанной статьи. При таком решении арбитражные суды ссылаются на специальные основания, которые указывают на правомерность отзыва разрешения, если впоследствии возникли причины, которые препятствуют строительству. 

Вопрос-ответ

Вопрос: “Может ли администрация отменить выданный градостроительный план земельного участка?”

Ответ: Не исключено, что орган местного самоуправления может принять решение об отмене выданного ГПЗУ. 

Утвержденный проект планировки территории рассматривается в каждом случае отдельно.

Также нужно понимать – подобный акт не является нормативно-правовым документом, поэтому может быть оспорен при обращении в Арбитражный Суд со ссылкой на гл. 24 Арбитражно-процессуального Кодекса РФ, а именно руководствуясь ст. 198-200.

Спор в Суде рассматривается и с учетом положений Градостроительного Кодекса РФ, где четко прописаны правила регулирования градостроительных отношений.

Отзыв выданного разрешения на строительство, то есть аннулирование ГПЗУ, нарушает законные права и интересы физического или юридического лица.

Но объективной причиной подобной отмены может быть нахождение участка на границе с объектом культурного наследия. Также причиной может послужить незаконная выдача разрешения.

Как вариант, могут быть приняты к сведению возражения жителей близлежащих домов относительно планируемой застройки.

Вопрос: “Имеет ли право администрация отменить разрешение на строительство без участия суда?”


Ответ: Статья 51 Градостроительного кодекса РФ, точнее пункт и подпункты 21, говорят на каком основании и как предусмотрено прекращение разрешения на строительства. В статье определено следующее:

Тот, кто выдал разрешение на строительство, имеет полное право его отозвать, ссылаясь на пункты статьи приведенной выше.

Администрация или иные органы, уполномоченные в выдаче разрешения, имеют полное право отозвать разрешение на строительство без привлечения суда.

К примеру, создается приказ, который отменяет действующее разрешение на строительство, но опять же ссылаясь на статью закона.

Встречаются случаи, когда разрешение получено и большая часть объекта уже построены, а возможно уже завершено само строительство, но администрация отзывает разрешение.

В таком случае необходимо сначала получить официальный отказ, Вам выдадут копию приказа или второй экземпляр и с ним уже нужно будет обратиться в суд. Как правило, если нарушения незначительны или их можно устранить без сноса постройки, то суд всегда на стороне истца.

В любом случае, администрация может только отозвать разрешение на строительство, а вот вопрос о сносе решает уже суд.

Количество показов: 1910

20.03.2019

Источник: https://ce-na.ru/articles/obshchiy-razdel/razreshenie-na-stroitelstvo-vydannoe-s-narusheniem-zakona-dolzhno-byt-otmeneno/

Куда жаловаться на незаконное строительство и какой штраф?

Незаконная выдача разрешения на строительство

Чтобы привлечь к правовой ответственности гражданина, проводящего строительство без разрешения, можно подать иск в суд, с требованием о запрещении возведения постройки, либо об ее сносе за счет застройщика. Также можно обращаться с жалобой в администрацию. Все это приведет к разбирательству, согласно Гражданскому или Уголовному Кодексу.

Но куда обратиться с жалобой на незаконное строительство недвижимости, если имеют место серьезные правовые нарушения? Тут вопрос решается в соответствии с УК РФ, и тут жалоба пишется в прокуратуру по статье 10 от 17 января 1992 года или к дознавателю, по вышеупомянутой части 1 статьи 159 УК РФ. При наличии состава серьезного преступления, заявление пишется на имя следователя ОВД РФ, в соответствии с частями 2 и 3, статьи 159 УК РФ. К слову, здесь поможет и статья про нецелевое использование земельного участка.

Что писать в жалобе на строительство без разрешения?

Кроме доказательных документов и бумаг, необходимо написать и оформить заявление в архитектуру о незаконном строительстве дома. В качестве инстанции-адресата может выступать прокуратура, мировой судья, кадастровая палата или местная администрация. Оформление документа будет одинаковым.

Исходить заявление о постройке без разрешения должно не от одного человека, а от коллектива, с максимально возможным количеством подписей. Только тогда эта бумага будет иметь силу при судебном разбирательстве.

Точной формы подобной жалобы нет, однако в ней должна содержаться следующая информация:

  • От кого исходит обращение. Например, от жителей отдельного дома или жилищного массива;
  • Кому обращено заявление. Кадастровая палата, архитектура, местный суд, администрация района или прокуратура;
  • Дата подачи жалобы. Стандартный пункт любого документа;
  • Причины подачи заявления. Среди самых распространенных вариантов — опасность, которую представляет сооружение для здоровья или жизни граждан, а также ущемление их прав. Наконец, отсутствие разрешения на возведение недвижимости у застройщика.

Для надежности, лучше сдать копию и оригинал бумаги, а также одну копию оставить на руках.

Что относится к объектам незаконного строительства?

Чтобы получить разрешение на сооружение того или иного объекта недвижимости, необходим целый пакет документов, вкупе с соответствующим заявлением. Их оформление — долгий, утомительный и затратный процесс.

Поэтому многие пытаются сэкономить время и силы, и пропустить этот момент. Как итог — привлечение к ответственности того или иного рода.

Но следует разобраться, при каких обстоятельствах те или иные объекты строительства считаются незаконными?

В случае постройки частного дома застройщик должен получить соответствующее разрешение в местной администрации, предоставив правоустанавливающие документы на земельный участок. За нарушения в этом случае гражданин может быть привлечен только к административной ответственности.

Для разрешения на постройку многоквартирного дома необходим значительно больший перечень бумаг из муниципальной администрации.

Основа — те же правоустанавливающие документы на участок, плюс согласие от всех остальных правообладателей строительства, справки от пожарной и санитарной инспекции, подтверждение проектной документации сооружения.

Если все эти нормы не соблюдены, строение подлежит немедленному сносу за счет ответчика.

Оформление пакета документов для сооружения коммерческой недвижимости на земельном участке — самая сложная задача. Тут требуются дополнительные выписки из ЕГРИП, ЕГРЮЛ, градостроительный план имеющегося участка, вся проектная документация, плюс указанные в предыдущих случаях документы. При несоблюдении всего этого, строение, опять же, подлежит сносу за счет самого застройщика.

Перечень случаев, когда строительство может быть признано незаконным:

  • Если здание, сооружение или другое строение было возведено на участке, не предназначенном для строительства.
  • При отсутствии разрешения на строительство со стороны соответствующих органов, которые должны соотнести запрос с градостроительными и строительными нормами.
  • У лица, осуществившего постройку, отсутствует разрешение на строительство от владельца данной территории и/или он не является ее владельцем.
  • Строительство осуществляется с применением незаконных источников доходов и рабочих ресурсов, или с нарушением ряда градостроительных и строительных норм. Это может включать сооружение незаконной пристройки в условиях сложившейся застройки.

Ответственность за незаконное строительство

Если проводимое строительство признается незаконным, то застройщика призывают к ответственности в соответствии с законом. В этом случае имеется три варианта исхода дела.

При гражданско-правовой ответственности застройщик привлекается по статье 222, пункт 2, ГК РФ. При этом незаконно возведенный жилой дом необходимо снести. Эту процедуру должен провести сам собственник, или же полностью оплатить снос объекта.

При административной ответственности налагается денежный штраф. Минимум составляет 1000 рублей, в случае наличия экологических, технический или проектных нарушений по статье 8.1 КоАП РФ.

Стандартный максимум — 10000 рублей, при постройке дома на земельном участка без права пользования. Также суд может взыскать по статье 8.

1 КоАП РФ до 1,5% от общей кадастровой стоимости земли и недвижимости.

Для привлечения к уголовной ответственности при незаконном строительстве должно иметь место мошенничество того или иного рода.

Самое меньшее, что ждет в этом случае ответчика — штраф, исправительные работы на срок до 240 часов или лишение свободы до 1 года по части 1, статье 159.4 УК РФ.

Следует помнить, что к данному виду ответственности владелец постройки может привлекаться только при планирующейся или проводимой предпринимательской деятельности на указанном участке.Погасить долг следует незамедлительно, так как предусмотрен рост штрафа при просрочке.

Штрафы за незаконное строительство

Если говорить о суммах штрафов при незаконном строительстве, то их размер варьируется в зависимости от вида возводимого сооружения, а также степени тяжести нарушений.

При несанкционированной постройке частного дома, все ограничивается 1000-5000 рублей и полной оплатой сноса строения. Но это если говорить про штраф за незаконную постройку на своем участке.

На чужом сумма может быть увеличена за счет компенсации в адрес владельца.

В том случае, когда объект незаконного строительства — это многоквартирный жилой дом, или же нарушение заключается в отсутствии прав на землю, сумма может возрасти до 10000 рублей.

В некоторых случаях взимается определенная часть от кадастровой стоимости сооружения — от 1 до 1,5%. И это логично – ответственность за незаконное строительство жилого дома должна быть выше, по очевидным причинам.

Если же застройщик допустил серьезные нарушения, которые могут привести к обрушению здания – его могут привлечь даже к уголовной ответственности.

Когда речь идет о постройке коммерческой недвижимости или мошенничестве того или иного рода — размер штрафа сильно вырастает. Тут суммы составляют около 0,5-1 миллиона рублей. Кроме того, собственник может быть привлечен к исправительным работам или лишению свободы, сроком до 1 года. Поэтому не всегда удастся отделаться просто штрафом за самовольное строительство.

Если же говорить про штраф за незаконное строительство юридическому лицу, то он значительно выше, если сравнивать с суммами, на которые могут оштрафовать физических лиц. Если обычные граждане за незаконное строительство должны выплачивать от 2 до 5 тысяч рублей, то юридические лица выплачивают от полумиллиона до одного миллиона рублей. Разница существенная.

Полезная статья? Тогда не забудьтеподписатьсяна наш канал, здесь еще много интересной информации!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c99ef9461fcd200b27e5b38/kuda-jalovatsia-na-nezakonnoe-stroitelstvo-i-kakoi-shtraf-5ca61dbd18430d00b31eee8c

Незаконное разрешение на строительство в 2019. Штрафы или реальный срок?

Незаконная выдача разрешения на строительство

Получение разрешения на строительство, в понимании большинства людей, это довольно трудоемкая и длительная процедура. Чтобы упростить себе жизнь, некоторые землевладельцы и арендаторы территорий идут на различные ухищрения. Самые изобретательные движутся по пути подделки документа.

Чем грозит подобное решение проблемы? Подделка официального документа будет классифицирована в качестве уголовного преступления. Установление акта фальсификации бумаг чревато применением к правонарушителю одновременно нескольких статей УК РФ. Ответственность грозит как за фальсификацию самого бланка, так и за копирование официального штампа и подписи уполномоченного лица.

Сомнительный документ подвергают исследованию с применением программно-аппаратных комплексов новейшего поколения и проведением тензометрических измерений. Подделка документа и подписи никогда не остается недоказанной.

Правонарушение карается реальным лишением свободы лица, совершившего фальсификацию.

Если подделка помогла гражданину получить не причитающиеся ему права или уйти от законных обязанностей, то он будет лишен свободы на 2 года или ограничен в ней на указанный срок.

Когда фальсификация превращается в составляющую часть иного преступления, виновного ждет отправка в колонию на срок, достигающий 4 лет. Наказание грозит и тому лицу, которое самостоятельно не занималось изготовлением бумаги, но использовало ее, зная о факте подлога. В зависимости от воли судьи, наказание может предполагать материальный штраф или лишение свободы.

Подобные последствия вряд ли могут конкурировать по своему масштабу со сложностями при легальном получении разрешения на строительство. Обратитесь к профессионалам, и получение разрешения не доставит вам и минимальных хлопот

Многие современные бизнесмены сталкиваются с проблемами эксплуатации самовольных построек, их сноса и легализации.

Одни изначально приобретают участки с подобными конструкциями, другие на собственный риск создают на земле новую постройку или реконструируют существующую, не имея для этого соответствующих разрешений и согласований. Не всегда обустраиваемая территория и вовсе принадлежит предпринимателю.

В отношении самовольных построек, судебные инстанции получили ряд рекомендаций, выпущенных Высшим Арбитражным судом РФ. Особого внимания заслуживает ряд прецедентных решений, вносящих изменения в сложившуюся судебную практику.

Наиболее болезненным для владельцем самовольных построек остается вопрос их ликвидации. Это связано с началом мероприятий по реконструкции и обустройству без предоставления необходимых согласований и разрешений.

Не всегда это обусловлено категоричным нежеланием застройщика идти на контакт с представителями уполномоченных инстанций. Нередко застройщики руководствуются иными причинами.

В частности, процедуру выдачи необходимого разрешения многие считают чересчур громоздкой и продолжительной.

Так, в столице получить необходимое разрешение можно лишь после согласования проекта с 80 специализированными структурами. В области количество контролирующих инстанций — еще более внушительное. На реализацию подготовительного этапа может уходить от 3 до 4 лет, а на данной стадии речь идет лишь о формировании соответствующего земельного надела.

В отдельных случаях инициаторы застройки начинают действовать, получив от землевладельца или чиновника негласное разрешение на создание постройки. Предприниматель рассчитывает получить поддержку на этапе легализации конструкции.

В реальности, он или вовсе не получает содействия, или сталкивается с глобальными проблемами и отрицательным решением вопроса.

Меры ответственности за самовольное создание построек без разрешения

Любое сооружение будет признано нелегальным, если при его создании инициатор работ предварительно не занимался получением разрешительной документации. В первую очередь, это имеет отношение к выдаче разрешения на строительство.

В нашей стране самовольное ведение строительства остается довольно распространенным явлением. Инициаторов создания построек не пугает и вероятность применения по отношению к ним мер уголовной и административной ответственности. Санкции уголовного характера налагают на владельцев самовольных построек, где произошли несчастные случаи.

Подробное описание признаков самовольной постройки приведено в Статье 222 ГК РФ.

В документе отражено, что самостроем можно признать конструкцию, созданную или возведенную на территории, которой инициатор работ пользуется нелегально.

Аналогичный статус присваивают постройкам, расположенным на землевладении с отличным от допустимого целевым назначением. Исключено также нарушение существующих строительных и градостроительных норм.

Некоторые самовольные постройки представляют собой временное явление. Застройщик приступает к началу работ, уже подав заявки на получение необходимой документацией.

Все бумаги он оформляет параллельно ведению строительства, решая тем самым свою главную проблему.

В зависимости от сложившейся ситуации, застройщик принимает на себя риски наложения штрафных санкций или отказа в присоединении к существующим инженерным коммуникациям. Подобные проблемы неизбежно приводят к образованию долгостроя.

Недобросовестный застройщик может и вовсе умышленно пойти на нарушение существующих градостроительных норм, норм создания конструкции и правил землепользования. Тем самым он преследует личные цели и игнорирует интересы заинтересованных лиц.

Нелегальное создание объектов на территории ИЖС

Отсутствие полученного должным образом разрешения на строительство создает для застройщика проблемы, в том числе, материальной природы.

Преобладающая часть нелегальных построек приговаривается к ликвидации, в случае выявления нарушений существенного характера. Для частных домов на землях ИЖС предусмотрена процедура легализации в судебной инстанции.

Застройщики многоквартирных домов лишены подобной перспективы и практически не имеют шансов на сохранение созданных ими построек.

Применяемые штрафные санкции

  1. Инициаторы создания или реконструкции капитальных построек, не получившие соответствующего разрешения, рискуют получить административный штраф. Для частных лиц его величина ограничена 2-5 тысячами рублей, для должностного лица сумма увеличена до 20-50 тысяч рублей.

    Индивидуальному предпринимателю грозит штраф в 20-50 тысяч рублей, для предприятия сумма и вовсе достигает 500000-1000000 рублей.

    Для двух последних категорий правонарушителей также предусмотрены санкции в виде приостановления профессиональной деятельности на период от 1 до 90 суток.

  2. Наказание полагается и за нарушение предусмотренных законодательством временных рамок передачи в уполномоченные инстанции извещений о начале строительных мероприятий, проведении мероприятий по реконструкции существующих капитальных объектов. Уведомление также должно поступать по окончании строительных операций, подлежащих экспертной проверке.

  3. Граждане облагаются штрафом в 500-1000 рублей, должностные лица — в 10000-30000 рублей, предприниматели — в 10000-40000 рублей, а организации — в 100-300 тысяч рублей.Дальнейшее проведение строительных работ по полной ликвидации выявленных экспертной комиссией недочетов грозит наложением штрафа административного характера:

  • на частное лицо — размером 2-5 тысяч рублей;
  • на должностные лица — 10-30 тысяч рублей;
  • на предпринимателей — 10-40 тысяч рублей;
  • на организации — 50-100 тысяч рублей.

Для двух последних категорий нарушителей предусмотрена возможность применения административных санкций в виде временного приостановления профессиональной деятельности. Ограничение может действовать от 1 до 90 суток.

Начало эксплуатации капитальной постройки без полученного разрешения на введение в режим эксплуатации. Исключение предусмотрено для ситуаций, когда выдача подобного документа утрачивает свою необходимость. Правонарушителям грозят административные штрафные санкции размером:

  • 500-1000 рублей для частного лица;
  • 1000-2000 рублей для должностного лица;
  • 10000-20000 рублей для организации.

ГК РФ однозначно обязывает владельцев самовольных построек применять меры по ликвидации конструкций из собственных средств.

В реальной практике арбитражные суды стараются избегать применения кардинальных мер для инициаторов создания самовольных построек.

В случае признания за истцом права собственности на самострой, судья не выносит постановление о необходимости ликвидации самовольно созданной конструкции.

В компетенции суда находится сбор доказательств, указывающих на инициатора работ по созданию самостроя. Именно суд доказывает, что конкретное лицо занималось ведением строительных работ. С наибольшими трудностями сталкиваются истцы, которые не утруждали себя получением даже минимального набора разрешительных бланков и не пытались подавать заявок на выдачу разрешительных документов.

Отсутствие какой-либо оформленной документации заставляет суд руководствоваться лишь установлением самих строительных действий. Зачастую, сбор доказательств о проведении строительных мероприятий таит в себе массу затруднений. Это особенно актуально для случаев приобретения истцом территории с уже созданным на ней самостроем.

Не меньшие проблемы порождает факт передачи самовольной постройки ее владельцем другому лицу. Недобросовестный застройщик может настаивать на том, что он не занимался созданием конструкции, а получил ее от предыдущего владельца.

Очевидный характер обретает применение существующих законодательных норм, поскольку ответственность должна быть возложена на инициатора строительных мероприятий. Одновременно с тем, совершение юридически значимых операций с самовольными постройками недопустимо. Это означает, что случаи их дарения, продажи, передачи в аренду не имеют места.

Признание имущественных прав на самовольно возведенные объекты принадлежит к компетенции суда. Для застройщика это становится рискованной, но более быстрой процедурой легализации объекта при отсутствии возможности участия в административном процессе.

Последствия признания разрешения недействительным

Разрешение на начало строительных мероприятий может быть признано недействительным. Сей факт не позволяет квалифицировать постройку в качестве самовольной.

Исключение предусмотрено для ситуаций, когда при создании объекта инициатор работ допустил существенные нарушения строительных и градостроительных правил.

При этом сохранение самостроя должно представлять угрозу для здоровья и жизни лиц. Такие конструкции подлежат ликвидации.

Данная рекомендация появилась после прецедента, в котором рассматривался вопрос о необходимости ликвидации автомоечного комплекса. Здание было создано предпринимателем на арендованной земле, находящейся в непосредственной близости с аэродромом.

Бизнесмен соблюдал установленную процедуру получения разрешения на начало строительных работ. Аргументом в пользу признания бланка недействительным стало его противоречие положениям Воздушного кодекса. Ведение подобного строительства необходимо было согласовать с владельцем аэродрома.

Поскольку предприниматель добросовестно предпринял действия для получения разрешения, он полагал, что уполномоченная инстанция при выдаче бланка учла все законодательные нормы.

Судья постановил ликвидировать автомойку, но указал бизнесмену на возможность подачи иска к уполномоченному на выдачу разрешений органу о компенсации причиненного финансового ущерба.

Источник: https://gkki.ru/stati/nezakonnoe-razreshenie-na-stroitelstvo/

Верховный суд защитил права тех, кто решил строить дом на своей земле

Незаконная выдача разрешения на строительство

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ сделала важные разъяснения, которые касаются тех, кто начал строиться на своей земле и столкнулся с проблемами. В преддверии весны и начала сезона загородного строительства подобные разъяснения могут оказаться полезны многим собственникам.

По мнению Верховного суда, отказать в разрешении на строительство дома можно, но лишь основываясь на законе. Максим Шеметов/ ТАСС

Эта конфликтная ситуация сложилась в Краснодарском крае. Там хозяйка земельного участка начала строить на нем двухэтажный дом для себя и своей семьи. Но местные чиновники отказали гражданке в выдаче разрешительных бумаг на возведение дома. Суды встали на сторону чиновников, вынудив хозяйку дойти до Верховного суда, где с ее доводами согласились.

Отказ чиновников в выдаче разрешения на строитель­ство Верховный суд признал незаконным и отменил его

Все началось с того, что гражданка была собственницей участка. Управление муниципального контроля администрации города провело плановую проверку “соблюдения земельного законодательства”. Нашлись недостатки.

Итогом проверки стал акт, в котором было написано, что собственницей не выполнены предписания Правил землепользования и застройки на территории Краснодара.

А именно – на ее участке возведен капитальный объект без разрешения на строительство.

Собственница участка обратилась в администрацию и попросила выдать ей разрешение на строительство.

В выдаче разрешения чиновники отказали, попутно заметив, что “не предусмотрена выдача разрешений на строительство на уже возведенные объекты капитального строительства”.

А еще гражданке сообщили, что материалы “по факту самовольного строительства” они отправили в управление муниципального контроля администрации, для принятия к ней административных мер.

Фермерам предложили подождать с агрострахованием до октября

Хозяйка участка посчитала отказ чиновников незаконным и отправилась в суд. Там она попросила обязать чиновников выдать ей разрешение на строительство дома для своей семьи. Но суд встал на сторону чиновников.

Апелляция с таким решением согласилась. Пришлось жаловаться в Верховный суд. Там в Судебной коллегии по административным делам сказали, что местные суды допустили “существенное нарушение норм материального права”.

Краснодарские суды исходили из того, что приступать к строительству капитального объекта можно только после получения разрешения. Поскольку истица не выполнила эти требования, то ее “объект имеет признаки самовольной постройки”.

Суды подчеркнули – получение разрешения на строительство после начала строительства законом не предусмотрено.

По мнению Верховного суда, такая позиция ошибочна, и суд разъяснил, почему.

В Градостроительном кодексе сказано, что к ведению местной власти относится выдача разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию и реконструкцию объектов капитального строительства в городе.

В том же кодексе разъясняется, что из себя представляет разрешение на строительство. Это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана участка или проекту планировки территории.

На участке жительницы Краснодара был построен лишь фундамент дома.

Верховный суд из приведенных норм Градостроительного кодекса делает вывод – чиновники вправе отказать в выдаче разрешения на строительство исключительно на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в законе, но начало строительных работ к таковым основаниям не отнесено. Отказ в разрешении из-за строительства фундамента не соответствует 51 статье Градостроительного кодекса – подчеркнул суд.

Минсельхоз предложил запретить сделанный не из молока сыр

Из анализа этой статьи Градостроительного кодекса следует, что проверки уполномоченного органа проводятся исключительно с целью установить возможность строительства объекта по проекту на этом участке.

При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям градостроительного регламента, и возможности постройки на этом участке дома по предоставленному проекту.

В случае положительного заключения – законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют – заявил Верховный суд.

Местные суды признали отказ в выдаче разрешения на строительство дома правильным и заявили, что объект “имеет признаки самовольной постройки”.

Но Верховный суд возразил – в материалах дела нет доказательств, что гражданка начала строительство своего индивидуального дома с “существенными нарушениями градостроительных и строительных норм”.

Нет такого заключения и в письменном отказе выдать разрешение на строительство.

Такие заключения исключают в будущем для хозяйки участка возможность в обычном порядке зарегистрировать дом и являются незаконными.

По мнению Верховного суда, решения местного суда надо отменить и принять по делу новое решение. Отказ чиновников в выдаче разрешения на строительство Верховный суд признал незаконным и отменил его. Высокий суд принял решение, в котором он обязал чиновников рассмотреть заявление гражданки о выдаче ей разрешения на строительство дома.

Источник: https://rg.ru/2018/04/16/verhovnyj-sud-zashchitil-prava-teh-kto-reshil-stroit-dom-na-svoej-zemle.html

Ответственность за незаконную выдачу разрешения на строительство

Незаконная выдача разрешения на строительство

Приветствую, друзья! Сегодня будет очень интересная статья. Обязательно читайте ее до конца. 

Строительство, как и любой другой вид деятельности, регулируется отраслевым законодательством, нормативами, правилами, регламентами. Соблюдение законов и норм – залог успешной реализации любого дела.

Ранее в статье «А всегда ли требуется разрешение на строительство: давайте разберемся» мы выяснили в каких случаях разрешение на строительство не требуется. Теперь поговорим о том, что же может произойти, если начать возведение объекта капитального строительства без разрешения уполномоченного органа.

Самовольное строительство

В России начало строительства до оформления разрешения или вообще без него может привести к ряду проблем – от штрафов и других финансовых затрат до сноса объекта.

Если у вас на руках отсутствует разрешение на строительство, а по закону оно быть должно, то, следовательно, вы нарушаете законодательство и ваша начатая постройка будет признана самовольной. Разберемся, что такое самовольная постройка. Определение приведено в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ):

Штраф за строительство без разрешения

Ответственность за самовольное строительство без разрешительных документов вы понесете однозначно. Разберем подробнее — какие штрафы на вас могут наложить в этом случае.

Согласно статье 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) вам полагается штраф за строительство без разрешения на строительство. Размер штрафа варьируется в зависимости от статуса нарушителя (таблица 1).

Таблица 1

 

Статус нарушителяРазмер штрафа, тыс. руб.Иное наказание
Гражданин (физическое лицо)2 – 5
Должностное лицо20 – 50
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель)25 – 50административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток
Юридическое лицо500 – 1000административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток

Дополнительные наказания

Если вы начали возведение объекта не на своей земле (не имеете на нее никаких прав), вас могут наказать по статье 7.1 КоАП РФ и предъявить штраф за самовольное занятие земельного участка. Размер штрафа за постройку в этом случае зависит от кадастровой стоимости земельного участка и статуса нарушителя (таблица 2).

Таблица 2

 

Статус нарушителяРазмер штрафа, % от кадастровой стоимостиМинимальное значение, тыс. руб.Максимальное значение,тыс. руб.
Гражданин(физическое лицо)1 – 1,5510
Должностное лицо1,5 – 22050
Юридическое лицо2 – 3100200

За самовольное строительство объекта, который не относится к разрешенным видам использования недвижимости на данном участке, также предусмотрен штраф (статья 8.8 КоАП РФ). Размер штрафа за нецелевое использование земельного участка колеблется от 0,5 до 2 % от установленной кадастровой стоимости или от 10 до 200 тысяч рублей, если она не определена (таблица 3).

Таблица 3

 

Статус нарушителяРазмер штрафа, % от кадастровой стоимостиМинимальное значение, тыс. руб.Максимальное значение,тыс. руб.
Гражданин(физическое лицо)0,5 – 1510
Должностное лицо1 – 1,52050
Юридическое лицо1,5 – 2100200

Подробнее о разрешенных видах использования вы можете прочитать в статье «Градостроительный план земельного участка: как и где его оформить, из чего он состоит и т.д.»

И наконец, самое печальное наказание за самострой – вас могут обязать снести самовольную постройку лично или с чьей-либо помощью, но за ваш счет.

Можно ли узаконить самовольную постройку?

Узаконить самовольную постройку возможно через суд. Об этом говорится в части 3 статьи 222 ГрК РФ.Как показывает судебная практика, такие прецеденты бывают. Решения судов по данному вопросу зависят от каждого конкретного случая.

Основной вывод, который следует сделать из этой статьи, состоит в следующем: обязательно получите разрешение на строительство заранее, чтобы избежать различных штрафов и других неприятных последствий.

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать «Генератор исполнительной документации — Генератор-ИД» от сайта ispolnitelnaya.com. Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!! 

Источник: http://stroykalife.ru/ishodno-razreshitelnaja-dokumentacija/razreshenie-na-stroitelstvo/763.html

Мне не дают разрешение на строительство, что делать?

Часто граждане, которые совершали попытки самостоятельно получить необходимые для возведения дома документы, сталкиваются с определенными трудностями. «Мне не дают разрешение на строительство, что делать?» Этот вопрос беспокоит каждого из них. Для поиска верного решения важно найти профессионала с большим опытом урегулирования подобных ситуаций.

Законодательством закреплено 6 случаев, когда на запрос разрешения на строительство уполномоченная инстанция отвечает мотивированным отказом. Это касается ситуаций, при которых:

  • Представленная заявителем документация не отвечает положениям ГПЗУ: выявлены несоответствия между фактическими характеристиками объекта и возможными видами разрешенного использования земли под ним, в процессе размещения постройки были нарушены минимальные значения отступов, строение располагается в ограничительной зоне.

    Эта причина является наиболее распространенной для вынесения отказа в выдаче разрешения на строительство на землях ИЖС.

  • В проектной документации отсутствуют обязательные разделы.
  • При проведении экспертизы проектной документации возникли определенные сложности.

    Например, законодательство обязывает проводить экспертизу для объекта с такими характеристиками, а положительное заключение у заявителя отсутствует.

  • Запланирована реконструкция индивидуального жилого дома, а один или несколько правообладателей выступают против подобных мероприятий.

  • Отсутствует полный комплект документации, необходимой для совершения действий с объектами культурного наследия или постройками, расположенными в пределах исторических поселений.

Как действовать, если вы получили отказ?

Рядом законодательных норм определена процедура обжалования случаев, когда в местной администрации не дают разрешение на строительство. Вынесенное уполномоченной инстанцией решение можно оспорить в досудебном порядке или через обращение в судебный орган.

Отказ можно с уверенностью считать незаконным, если заявителем были предоставлены все требуемые законодательством бумаги, а представители администрации не дали обоснования своему отрицательному решению. В любых случаях, помимо шести, перечисленных выше, вынесение неудовлетворительного решения местной администрацией можно считать незаконным и оспаривать.

При досудебном разрешении проблемы заявитель направляет в местную администрацию официальное письмо с требованием о признании действий конкретного уполномоченного сотрудника противоречащими законодательным нормам. Чтобы признать действия руководства противоречащими законодательным нормам, следует обращаться в представительство местной администрации.

Руководство районной администрации рассматривает заявки об оспаривании отказов в выдачеразрешений на строительство в течение пяти рабочих дней. Помимо самого заявления, уполномоченное лицо внимательно изучает основания, которыми аргументировала отрицательное решение местная администрация.

Процесс рассмотрения заявки может иметь два исхода:

  • вынесение отказа и подробное описание мотивации для принятия подобного решения;
  • принятие требований заявителя во внимание с последующей отменой решения местной администрации и вменением уполномоченному лицу обязанности выдать разрешение на строительство в определенные сроки.

Если у гражданина возникают сомнения по поводу адекватности результатов рассмотрения заявления, то действия руководства инстанции могут быть обжалованы через вышестоящее руководство. В данном случае. Проверка содержащейся в жалобе информации будет носить коллегиальный характер.

После рассмотрения претензии специальной коллегией, заявитель получит подробный письменный ответ.

На практике становится очевидно, что механизмы досудебного разрешения проблемы являются более доступными для населения. Если результаты подобных мероприятий не удовлетворяют заявителя, он имеет возможность обратиться в судебную инстанцию в поисках справедливости.

Заявителю вовсе не обязательно начинать урегулирование конфликта с досудебной стадии. Если он придерживается соответствующей позиции, обжалование может сразу происходить в рамках судебного заседания. Чтобы предъявить требования и получить шанс на их удовлетворение, важно корректно установить ответчика.

Изменения в отказах на разрешение на строительство в 2018 году

2018 год не внес существенных изменений в практику выдачи отказов в предоставлении разрешения на строительство. Правовые основы предоставления разрешений на строительство жилых объектов приведены в статье 51 ГрК РФ. Определенные изменения начнут действовать с 2021 года

Источник: https://hoz-molotok.com/otvetstvennost-za-nezakonnuyu-vydachu-razresheniya-na-stroitelstvo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.