Незаконные постройки на земельном участке

Содержание

Что такое самовольная постройка

Незаконные постройки на земельном участке
Самовольная постройка

Здравствуйте, дорогие читатели.

В этой статье поговорим о самовольных постройках (в просторечии – самостроях).

Вопрос с одной стороны не сложный и довольно изъезженный. С другой – есть несколько моментов, понимание которых имеет определенную сложность и требует разъяснений.

1. ПОНЯТИЕ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ

В настоящий момент (п. 1 ст. 222 ГК РФ в ред. от 16.12.2019 г.)  самовольной постройкой признается любой объект капитального строительства (далее – ОКС), возведенный или созданный:

1) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта;2) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений;3) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Хочу обратить внимание на формулировку последнего пункта (п. 3):

постройка будет самовольной когда требования закона, которым постройка не соответствует, действовали как в момент возведения постройки, так и на дату выявления факта строительства постройки (очевидно имеется ввиду компетентными органами или при рассмотрении дела в суде).

Если требования к постройке не действовали на момент ее возведения (к примеру, в 1998 году), а на момент обращения в суд эти требования действовали и постройка им не соответствует – то постройка не является самовольной.

Соответственно обратная ситуация – если постройка не соответствует требованиям, которые действовали на дату ее возведения, но не действуют на дату рассмотрения иска о праве на эту постройку, то самовольной она являться не будет.

Для признания постройки самовольной достаточно любого из перечисленных выше условий.

Абзац 2 п. 1 ст. 222 ГК РФ содержит исключение:

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Положения этого пункта в основном применимы к ситуациям, когда на земельный участок накладывается ограничение из-за охранных зон различных объектов: газораспределения, водоснабжения, опасных производств и т. п., и при этом сведения о существовании этих ограничений отсутствуют в официальных нормативных источниках: ПЗиЗ, ЕГРН и т. п.

Если застройщик не может знать о том, что на участок действует зона ограничения, так как сведения о ней отсутствуют в официальных источниках, то возведенная в этой зоне постройка не будет являться самовольной (такой вывод сделан, к примеру, в Апелляционном Определении Свердловского областного суда от 11 июня 2019 г. по делу N 33-9572/2019).

Построенный гараж без соблюдения необходимых отступов от границ – самовольная постройка.

Построенный индивидуальный жилой дом на земельном участке без соблюдения уведомительной процедуры (ст. 51.1 ГрК РФ) – самовольная постройка.

Здание, возведенное на земельном участке, который не принадлежит застройщику на каком-либо праве, является самовольным.

Возведенный магазин на земельном участке с разрешенным видом использования «под индивидуальное жилищное строительство» — это самовольная постройка.

2. СТАТУС САМОВОЛЬНОСТИ ПОСТРОЙКИ ПОСЛЕ ЕЕ РЕКОНСТРУКЦИИ

К самовольным постройкам также относятся законные объекты капитального строительства, которые были самовольно реконструированы без соответствующих разрешений или с нарушением установленных требований.

Здесь нужно понимать, что пристройки и надстройки не являются самостоятельными объектами права.

Если к  зданию площадью 100 кв. м. была самовольно возведена пристройка в виде комнаты, пусть даже площадью 2 кв. м., то самовольной постройкой станет все здание площадью 102 кв. м. в целом. При этом, отдельного объекта права в виде пристройки площадью 2 кв. м. не существует — ее нельзя поставить на кадастровый учет и нельзя зарегистрировать на нее право собственности.

Такая правовая позиция была сформирована еще в п.

28 ППВС и ППВАС РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и более подробно раскрыта в 2014 году Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом ВС РФ 19 марта 2014 года:

Пристройка к жилому дому либо квартире не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. В случае возведения пристройки к уже существующему жилому дому, зарегистрированному на праве собственности за гражданином, следует учитывать, что первоначальный объект права собственности при этом изменяется, а самовольная пристройка не является самостоятельным объектом права собственности.При возведении жилой пристройки увеличивается общая площадь всего жилого дома, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью. Новым объектом собственности является жилой дом либо квартира, включающие самовольно возведенные части.Таким образом, при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади, а не на пристройку к квартире либо дому.При самовольном изменении первоначального объекта недвижимости посредством пристройки к нему дополнительных помещений, право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальному объекту недвижимости. Практически всегда этот момент собственники недвижимости понимают не правильно (собственно, и не только они).

И если спорных моментов по признанию права собственности на самовольные пристрои/надстрои, как на отдельные объекты права, в последние годы особо и не было, то вот иски о признании права собственности на недвижимость без учета существующих самовольных пристроек (надстроек или прочих «расширений») – подаются достаточно части.

К примеру, к  зданию площадью 200 кв. м. самовольно возводят пристрои в виде трех отдельных помещений по 50 кв. м. каждое, что приводит к образованию здания общей площадью 350 кв. м. В суд обращаются с требованием о признании права собственности на здание площадью 300 кв. м.

, без учета одного пристроенного помещения. Так вот, подобные требования удовлетворению не подлежат, потому что никакого здания площадью 300 кв. м. не существует, а существует самовольная постройка общей площадью 350 кв. м.

В этих случаях суд должен отказать в удовлетворении такого иска.

3. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИЗНАНИЯ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКОЙ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ СТОЯТ НА КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ И НА КОТОРЫЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Пожалуй, здесь стоит вернуть ваше внимание в начало статьи — на определение самовольной постройки. Из него прямо видно, что признаком самовольной постройки является не только отсутствие разрешения на строительство, но, в том числе, и не соответствие постройки установленным требованиям, а также нарушение правил использования земли.

Поэтому, даже если постройка поставлена на кадастровый учет и на нее зарегистрировано право собственности, то это не исключает возможности признать ее самовольной  при наличии иных признаков, предусмотренных ст. 222 ГК РФ.

Этот вывод следует из позиции Верховного Суда РФ, изложенного в п. 23 ППВС и ППВАС РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»:

В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.

В первую очередь это относится к жилым и садовым домам, на которые регистрировано право собственности по упрощенному порядку в соответствии с пресловутой «дачной амнистией». Таких домов просто миллионы и большинство из них строили как попало. Поэтому, в теории, практически каждый такой дом можно признать самовольной постройкой.

Я конечно не говорю о том, что все из них нужно сносить или срочно реконструировать. Совсем нет. Просто нужно понимать, что сама по себе регистрация права собственности в ЕГРН на постройку – это не абсолютная индульгенция от каких-либо претензий со стороны лиц, права которых могут быть нарушены ее существованием.

И когда такие претензии начинаются (поверьте, такие случаи далеко не единичные), то владельцу такого объекта придется доказывать в суде весь объем обстоятельств, требующихся для признания права собственности на самовольную постройку в соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ.

4. Еще несколько интересных и важных моментов:

Объект незавершенного строительства (далее — ОНС) тоже признается недвижимостью. Следовательно, объект незавершенного строительства также может быть признан самовольной постройкой.

Начало строительства без получения разрешения на строительство само по себе не является основанием для признания ОНС самовольной постройкой, так как законодательство не исключает возможность получения разрешения на строительство в процессе самого строительства.

Самовольное переоборудование (перепланировка или переустройство) не придает постройке статуса самовольной, так как не влечет создание нового объекта (увеличение общей площади, объемно-конструктивных элементов и т. п.).

Самовольной постройкой может являться только объект недвижимого имущества. К движимым объектам и сооружениям, которые не являются недвижимостью, положения законодательства о самовольных постройках не применяются.

Объект незавершенного строительства не может быть признан самовольной постройкой, если земельный участок был предоставлен в установленном порядке и регистрация права на ОНС осуществлена до признания договора аренды участка недействительным (на это указано, в частности, в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.05.2015 N 32-КГ15-3).

Получение разрешения на строительство (уведомления о соответствии планируемого к строительству жилого/садового дома) само по себе не является препятствием для признания постройки самовольной (в случае установления наличия иных признаков, предусмотренных п. 1 ст. 222 ГК РФ).

Для возведения объекта капитального строительства на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности, обязательно требуется согласие всех собственников участка. При отсутствии согласия хотя бы одного собственника такая постройка может быть признана самовольной.

Мной написан отдельный материал о признании права собственности на самовольную постройку в суде:

  • на Яндекс.Дзен;
  • на авторском блоге.

Также оригинал этой статьи находится на моем авторском блоге.

Подписывайтесь на мой канал, оставляйте комментарии если что-то не понятно или остались вопросы по теме статьи.

С уважением, земельный юрист Александр Горяинов

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5eaea017edf71008373a20fc/chto-takoe-samovolnaia-postroika-5eb78a319dbe95648c546426

Незаконная постройка на земле, находящейся в общей долевой собственности

Незаконные постройки на земельном участке

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в мае этого года разъяснил, какие нормы Гражданского кодекса РФ подлежат применению в случае возникновения хозяйственного спора по поводу незаконной постройки на земле, находящейся в общей долевой собственности. Вся соль вопроса заключается в том, что одним из собственников земельного участка, который пытался обязать другого собственника снести самовольную постройку, выступал орган местного самоуправления. Но обо всем по порядку.

Ни для кого не секрет, что органы государственной власти различных уровней имеют обыкновение менять свое мнение относительно ранее рассмотренных ими вопросов, выданных разрешений и принятых решений.

Особенно ярко эта тенденция проявляется при смене руководителей регионов (местных органов власти). В строительной отрасли эта проблема заключается в том, что ранее выданные разрешительные документы новая власть отзывает или признает недействительными.

При этом те многомиллионные убытки, которые несут застройщики, чиновников не особо заботят.

Теперь же государственным органам отчасти придется считаться с добросовестными инвесторами. Кроме того, принятые разъяснения разрешат некоторые противоречия владельцев земельных участков, находящихся в долевой собственности, по поводу их использования.

Прежде всего, кратко изложим историю взаимодействия участников строительного процесса.

Предположим, застройщик совместно с субъектом Российской Федерации (администрацией муниципального образования) владеет на праве общей долевой собственности земельным участком.

Между застройщиком и администрацией имеется соглашение о строительстве на этом участке объекта капитального строительства; орган, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, выдал в соответствии с законодательством разрешение на строительство; земельный участок отведен для целей капитального строительства. Застройщик подготавливает проектно-сметную документацию и на основании разрешения начинает строительство.

Впоследствии орган государственной власти субъекта РФ (администрация муниципального образования) меняет свое решение: отзывает или признает недействительным разрешение на строительство, а также подает в суд для признания постройки (незавершенного строительства) самовольной.

Раньше такие действия чиновников были существенным аргументом в спорах со строителями. Действительно, когда в проект вложены значительные средства, проще пойти на уступки, нежели доводить дело до суда. Такие действия чиновников соответствовали трактовке гражданского законодательства о самовольной постройке.

Давайте разберемся, что такое самовольная постройка и каков порядок отнесения объектов капитального строительства к «самоволке».

Для признания постройки самовольной необходимо наличие определенных условий, а точнее, хотя бы одного из них:

    1. земельный участок не отведен для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;
    2. объект создан без получения на это необходимых разрешений;
    3. создание объекта произошло (происходит) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности; не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Кроме того, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правда, п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Однако право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Указанные нормы были подтверждены и судебной практикой. В п. 22 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.

2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — Постановление Пленумов «О судебной практике по защите прав собственности») разъяснено: применяя ст.

222 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

По логике следует: раз постройка находится на земельном участке, находящемся в долевой собственности, в том числе местного органа власти, то она (постройка) нарушает законные права и интересы этого органа.

Однако Высший Арбитражный Суд РФ постановил при рассмотрении арбитражными судами дел о самовольных постройках применять иные нормы права . Вот основные из них

———————————
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.05.2011 N 15025/10.

1. Применение норм права о самовольной постройке с учетом положений ст. 247 ГК РФ

В случае если земельный участок, на котором производится строительство спорного объекта, находится в общей долевой собственности, то при рассмотрении данного спора необходимо руководствоваться положениями не только ст.

222 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и ст. 247 Кодекса, согласно п.

1 которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

Таким образом, с учетом ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации один из сособственников земельного участка может требовать сноса самовольной постройки, возведенной на этом участке другим сособственником, в силу ст.

222 Кодекса, если ее возведение одним из сособственников нарушает не только установленный порядок пользования общим земельным участком, но и права и законные интересы другого собственника либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

2. Возведение спорного объекта без разрешения на строительство не является безусловным основанием для отказа в признании права собственности

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 Постановления Пленумов «О судебной практике по защите прав собственности», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

В то же время судам необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли уполномоченный орган отказал в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

3. Права и законные интересы участника долевой собственности земельного участка, в случае если постройка произведена без согласия этого собственника, охраняются законом

Строительство спорного объекта без разрешения на такое строительство со стороны сособственника земельного участка позволяет участнику долевой собственности заявить требование о предоставлении в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (п. 2 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Нормативный акт местного органа власти об использовании земельного участка под строительство фактически считается согласованием использования этого участка для целей строительства

Для понимания этого вопроса кратко изложим порядок предоставления земельных участков для строительства.

Основным документом для осуществления градостроительной деятельности, планирования структуры кварталов, микрорайонов и иных элементов, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, является проект планировки территории.

На основании проекта планировки территории разрабатываются проекты межевания территорий применительно к застроенным или подлежащим застройке территориям, расположенным в границах микрорайона, квартала и т.д.

В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке. В составе градостроительного плана земельного участка, в частности, указываются:

    1. границы земельного участка;
    2. границы зон действия публичных сервитутов;
    3. минимальные отступы от границ земельного участка;
    4. информация о градостроительном регламенте, информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
    5. информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на нем;
    6. информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
    7. информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
    8. границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, градостроительный план является одним из основных документов, необходимых для осуществления строительства (в 2011 году введена новая форма градостроительного плана земельного участка ).———————————

Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.

2011 N 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».

Согласно приведенным нормам без градостроительного плана земельного участка невозможно согласовать необходимую документацию, получить разрешение на строительство и сдать объект капитального строительства.

Высший Арбитражный Суд РФ, в свою очередь, указал: если имеется нормативный акт местного органа власти об утверждении градостроительного плана, согласно которому земельный участок предназначается именно под строительство, а застройщиком были предприняты все меры для получения необходимых разрешений, то следует считать, что администрация фактически согласовала использование земельного участка для целей строительства.

Таким образом, кратко подводя итог анализа правовых норм, содержащихся в Постановлении Пленума ВАС РФ, можно отметить следующее:

    • не каждая постройка, произведенная без разрешения на строительство, является самовольной;
    • в случае если застройщиком были предприняты все меры для получения в установленном порядке разрешения на строительство, земельный участок предназначен для нового строительства и земля находится в долевой собственности, то застройщик вправе обратиться в суд для признания права собственности на возведенный (вновь возводимый) объект;
    • закон признает право участника долевой собственности на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации;
    • ограничение прав участника долевой собственности, согласно которому собственник может требовать сноса самовольной постройки только в случае, если ее сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В заключение заметим: несмотря на то что суд встал на защиту интересов застройщика, у органов государственной власти существуют другие меры административного воздействия на строителей, выражающиеся в привлечении к ответственности по ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 указанной статьи строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство влечет наложение штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Согласитесь, довольно действенная мера.

  • Легализация самовольной постройки

А. Козлов

Источник: https://www.SudMos.ru/stati/stroitelstvo-remont-pereustrojstv/nezakonnaya-postroyka-na-zemle-nahodyashc

Самострой на собственном участке в 2020 году в России: что это такое, штраф, ИЖС

Незаконные постройки на земельном участке

Под занавес прошедшего года на рассмотрение Госдумой поступил инициированный Кабинетом министров проект закона о самовольных постройках. Имеется в виду не только снос незаконных строений, но и лишение права собственности на землю, занятую под строительство.

Кроме того, согласно законопроекту застройщики-нарушители, не ликвидирующие вовремя объекты строительства, будут обязаны выплатить солидный штраф – до полусотни тысяч рублей. Эти контрмеры в качестве противостояния самострою планируется ввести с июля 2019 года.

В российский Гражданский кодекс будут внесены поправки, затрагивающие интересы очень многих граждан. По новому закону незаконным может быть объявлен и дом для жилья, и гараж, и баня, и павильончик или киоск мелкого предпринимателя.

Действующие российские нормы считают незаконным строение на участке, которое не предназначено для этого, либо если участок не оформлен должным образом. Сюда же относятся постройки, выполненные с нарушением технических норм.

Проектные нормодокументы запрещают использование незаконных сооружений или распоряжение ими. Все придется ликвидировать или произвести реконструкцию по законам и правилам, разумеется за свой счет.

Кроме того, если автор строительства не объявляется, все затраты на ликвидацию или реконструкцию самостройки ложатся на владельца участка земли.

Суд вершить по новым законам полномочны не только судебные, но и органы самоуправления.

Не вся недвижимость будет снесена

Жилые дома на дачных и садовых землях сносить не будут, чтобы не множить число бездомных, но чтобы жилье не ликвидировали, необходимо соблюсти следующее:

  • дом должен иметь собственника;
  • соответствовать градостроительным требованиям;
  • иметь регистрацию. Причем успеть зарегистрировать жилое сооружение необходимо до начала весны – дня окончания «дачной амнистии», предусматривающей более простой процесс легализации недвижимой собственности. На сегодняшний день неизвестно, будет ли продлено действие этого закона.

А позитивно новой видится компенсационная сумма из стоимости ликвидированной постройки (рыночной причем стоимости), это произойдет в том случае, если покупатель зарегистрированного в свое время строения был не в курсе его самовольного возведения, а обязательство о ликвидации/реконструкции строения будет получено после 01.07.2018.

Кстати, в новых документах оговаривается объем возведенного с нарушениями объекта. Речь идет о случаях, когда на своем участке землевладелец возводит многоквартирные хоромы.

Это строение будет подлежать сносу или реконструкции, если имеет более трех этажей (подземная часть не рассматривается), составляющих в высоту более двадцати метров, и занимает площадь более пятисот квадратных метров.

Собственникам, впрочем, предложен выход из ситуации: привести строение в соответствие требованиям, установленным при реконструкции объектов капстроительства. Но подобные решения, их законность должны быть приняты судом.

Злоупотребления органов самоуправления в области запретов возведения и обязательств сноса построек тоже значительно сокращены соответствующими новоразработанными документами.

Не подлежат, в частности, сносу самовольные постройки, право на существование которых определено судом (равно как и регистрацией органом ЕГРН), либо этот объект строительства ранее рассматривался в суде как объект сноса, но в иске о ликвидации было отказано.

… Подробнее

В новом законопроекте разъясняется, что и ранние самовольные постройки не имеют права на жизнь, если созданы с нарушениями, мешают соседям, «портят лицо» населенного пункта. Известно, как застройщик обходил острые углы, получал согласие соседей, соответствующих инстанций и т.д. Процедура объявления самостройки законной была несложной.

В наше новое время при определении поселковым начальством высоты частного дома не больше двух этажей трехэтажный особняк законное право на жизнь уже не получит. Органы самоуправления получили право на снесение самовольных сооружений при соблюдении следующего порядка:

  1. Изучить ситуацию, выявить незаконность постройки.
  2. Принять официальное решение о сносе.
  3. Довести до сведения владельца решение администрации. Дать срок исполнения (не более чем на год).

В случае отсутствия хозяина – довести информацию до населения и спустя два месяца приступить к ликвидации незаконной самоволки.

Все эти меры направлены на активизацию действий и властей и владельцев построек к оформлению их законности, что должно привести в конечном итоге к порядку в учете недвижимости.

Куда сложнее вопрос регистрации в соответствующем органе самовольно возведенного не единоличного владения, а, к примеру, коллективного гаража. При отказе в пользовании обделенным окажется не один боксовладелец.

Аналогичная ситуация происходит и с многоквартирным домом, возведенным ретивым застройщиком. Здесь новоселам-бедолагам и в суде не помогут – стройка была незаконной, оснований для регистрации не было и нет.

Судебные органы, таким образом, требуют, чтобы самовольное строительство еще до обращения застройщика в суд с просьбой о придании статуса законности прошло административные инстанции. Если попыток оформить стройку законной в органах самоуправления не было, суд не примет дело в производство.

Кстати, неподсудны новым более жестким законам оказываются сравнительно старые постройки, требующие легализации. К ним, считает Верховный Суд, должны применяться нормативные акты, принятые в том времени.

Времена не выбирают…

Четыре года назад была проведена законотворческая кампания о «самоволках», принятый пакет документ отличался от нынешнего проекта большей лояльностью.

И в новых законах прописана возможность легализовать незаконное строительство.

Но если Гражданский кодекс будет совершенствоваться в сторону запретов, любое неучтенное Госпланом строительство в один прекрасный момент будет объявленным незаконным, т.е. лишенным права на существование.

Примерно этим и руководствовался президентский совет по кодификации и совершенствованию ГК, давая негативную оценку предложениям правительства относительно новых законов.

В частности, вызвало несогласие предложение о выплате компенсации новому владельцу при покупке незаконного сооружения.

А изъятие земельной собственности на обсуждении проекта было сочтено советом ущемлением прав человека, безосновательной мерой.

Налоговая не дремлет

С нового года в соответствии с новшествами в законопроекте о самостройках правительство работает над поправками в соответствующих кодексах (Градостроительном и Гражданском), на что незамедлительно должна отреагировать налоговая служба, планируется автоматически обложить владельца участка двойным налогом на землю при обнаружении неразрешенной постройки.

Порядок расчета земельного налога тоже обновляется и не в сторону уменьшения.

Позитив

Радует в новом законодательстве забота об инвалидах. Если раньше дом не принимался комиссией при отсутствии оборудованной придомовой территории, то нынешняя новостройка, по подписанному президентом закону, не будет сдана в эксплуатацию при отсутствии специальных въездов/выездов в многоэтажку для инвалидов-колясочников.

Полезная публикация? Проголосуй!

+27-9

Источник: https://pravodnik.net/zemelnoe/samostroj-na-sobstvennom-uchastke/

Как узаконить самовольную постройку

Незаконные постройки на земельном участке

По действовавшей до недавнего времени «дачной амнистии» не представляло особого труда узаконить постройки, возведенные без разрешения или на землях, которые не принадлежат застройщику.

В 2019 году дачная амнистия уже не действует, и потому у людей встал вопрос: как получить паспорт на дом, баню или иной объект капитального строительства.

В этой статье определим, какая постройка относится к самовольной, как ее узаконить и чем грозит отказ от решения вопроса. Также рассмотрим основные сложности, с которыми столкнется застройщик.

В ст. 222 Гражданского кодекса дано определение объекта капитального строительства, относящегося к самовольным постройкам. Это строение, которое возведено:

  • без получения разрешительной документации, либо согласования путем уведомления;
  • на земельном участке, который не был предоставлен застройщику в порядке, установленном законом;
  • на участке, вид разрешенного использования которого не позволяет вести строительные работы и возводить объекты капитального строительства;
  • с нарушениями требований градостроительных норм и правил, СНиП.

Однако не являются самовольными постройками объекты недвижимости, возведенной до начала действия тех или иных регламентов, нормативов и правил, либо к моменту выявления постройки прекративших свое действие.

В этой же статье есть 3 важные оговорки.

  1. Застройщик (лицо, которое осуществляло самовольное строительство) не вправе использовать постройку, не приобретает на нее права и не может ею распоряжаться.
  2. Указанное строение подлежит сносу (демонтажу), либо приведению к соответствию.
  3. Юридически значимые решения относительно самовольной постройки вправе принимать суд, в некоторых случаях муниципалитет.

Так или иначе, но самовольную постройку узаконить придется. В 2019 году сделать это все еще возможно, главное – правильно подойти к решению вопроса.

Как правильно узаконить самовольную постройку

Согласно ст. 222 ГК РФ узаконить незаконно возведенные объекты капительного строительства возможно, если застройщик вправе требовать признания права собственности на него. В п.3 указанной статьи говорится, что сделать это можно через суд при одновременном соблюдении нескольких условий.

  1. Застройщик является правообладателем земельного участка. То есть он владеет участком по праву собственности, аренды (в исключительных случаях), пожизненного владения, наследуемого владения.
  2. Постройка приведена к действующим нормативам, правилам, регламентам и стандартам. То есть объект соответствует принятым СанПин, СНиП, градостроительным нормам региона строительства.
  3. Постройка не нарушает права и интересы 3-их лиц, не угрожает жизни и здоровью людей.

Все условия соблюдены? Тогда читайте, как узаконить постройку на участке в 4 шага.

Шаг 1. Подготовка иска

Сразу стоит решить, кто именно будет заниматься процедурой легализации. Ее можно сделать самостоятельно, с участием юриста или воспользоваться услугами представительства. Подробней о представлении интересов можно прочитать в этой статье.

Исковое заявление направляется в суд по месту нахождения самовольной постройки (исключительная подсудность согласно ст. 30 ГПК РФ). Ответчиком по иску выступает муниципалитет, а истцом – лицо, которое осуществило строительство и которое является правообладателем участка.

Исковое заявление в суд составляется по правилам ст. 131 ГПК РФ. При составлении иска обязательно следует указать, что предпринималась попытка узаконить постройки в досудебном порядке. То есть потребуется приложить к иску и запрос на «ввод в эксплуатацию», от письменный мотивированный отказ муниципалитета.

В теле иска обязательно указывается информация о:

  • соответствии объекта капитального строительства действующим СНиП и СанПин;
  • безопасности постройки для жизни и здоровья людей, в том числе 3-их лиц.

Составление иска стоит доверить юристу по земельным вопросам, поскольку от качества заявления зависит не просто принятие дела к рассмотрению, но и успех всего мероприятия.

Шаг 2. Сбор доказательств

В качестве доказательств используются материалы, которые напрямую связаны с узакониваемым объектом недвижимости, а также о попытках разрешить ситуацию в досудебном порядке:

  • правоустанавливающая документация на участок;
  • заключение из БТИ о наличии и параметрах постройки;
  • акты заключения технической экспертизы о соответствии недвижимости требованиям стандартов, нормативов, правил и регламентов;
  • заключения и акты обследования уполномоченных органов о соответствии нормативам (пожарным, санитарным, градостроительным);
  • запросы в уполномоченные органы и ответы на них при досудебной попытке легализации объекта капитального строительства.

Также к иску прикладываются документы об уплате госпошлины, доверенность на представителя (если интересы застройщика будет представлять адвокат).

Шаг 3. Направление искового заявления, судебный процесс

Исковое производство начинается с принятия иска канцелярией суда. Обычно назначаются предварительные и основные слушания. При достаточной доказательной базе и отсутствии принципиальной позиции муниципалитета относительно постройки вопрос удается закрыть на основном слушании.

По окончании слушаний суд выносит решение. При положительном исходе в резолютивной части решения указывается информация об идентификации узаконенного объекта недвижимости. При отрицательном исходе за истцом остается право на обжалование. Но чтобы повысить шансы на успешное рассмотрение дела стоит воспользоваться юридической помощью.

Шаг 4. Регистрация права собственности

При положительном решении суда застройщику остается зарегистрировать право собственности на дом. Это делается путем обращения в Росреестр, куда подается следующий пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт (документ, его заменяющий);
  • решение суда;
  • квитанция об оплате госпошлины (не обязательно, но лучше приложить).

По окончании регистрационных действий заявителю направляется выписка из ЕГРН.

Конечно, многие застройщики могут решить, что подобное мероприятие окажется слишком хлопотным и дорогостоящим. Однако следует принять во внимание, что за самовольные постройки в России предусмотрена ответственность.

Ответственность за самовольно возведенные строения

В ст. 222 ГК РФ указано, что незаконно возведенные объекты капитального строительства подлежат сносу. Причем за счет лица, которое возвело постройку. Если прибавить к этим неудобствам и расходам еще и затраты на разработку проекта сноса объекта капитального строительства, то итоговая цена может превысить затраты на возведение постройки.

Но это еще не все. Согласно ст. 9.5 КоАП РФ возможны следующие санкции (для физических лиц):

  • штраф от 2 до 5 тыс. руб. за строительство или реконструкцию без согласования;
  • штраф от 500 до 1 000 руб. за нарушение сроков уведомления о начале, окончании строительства.

Для юридических лиц сумма штрафа может достигать 0,5 млн. руб.

Многие надеются, что самовольную постройку не выявят. Ведь надзорные органы не устраивают «рейдов».

Однако 15 мая 2019 года Росреестр поделился своими планами об использовании БПЛА (беспилотников) для выявления нарушений земельного законодательства.

Поэтому с большой долей вероятности нелегальные постройки начнут массово выявлять и, как следствие, применять санкции. Юристы советуют не затягивать с узакониванием объектов капитального строительства.

Источник: https://Pravda-Zakona.ru/article/samovolnoe-stroenie-na-uchastke.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.