Незаконные земельные работы

Содержание

Статья 7.14 КОАП РФ. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

Незаконные земельные работы

Организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до одного миллиона рублей.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемой ст. 7.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за организацию или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

Федеральным законом от 7 мая 2013 г.

N 96-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” в комментируемую статью были внесены изменения, которые направлены на совершенствование механизма противодействия нарушениям в области охраны объектов культурного наследия.

В частности, с учетом изменений противоправным деянием признается не только проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, но и организация таких работ.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25 июня 2002 г.

N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” (далее – Закон N 73-ФЗ) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и указанным Федеральным законом.

Порядок включения объектов культурного наследия в реестр определен в ст. 18 Закона N 73-ФЗ.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 г.

N 590 “О Министерстве культуры Российской Федерации”, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, туристской деятельности, туризма, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

В силу пункта 4 указанного Положения Министерство культуры Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере образования в области культуры и искусства, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона N 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст.

30 названного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований указанной статьи.

Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (п. 3 ст. 36 Закона N 73-ФЗ).

Согласно ст. 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (ч. 2 ст. 99 Земельного кодекса РФ).

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность (ч. 3 ст. 99 Земельного кодекса РФ).

2. Объективная сторона правонарушения состоит в организации или проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

Согласно п. 1 ст. 36 Закона N 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст.

30 названного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований данной статьи.

В соответствии с ч. 5.1 ст.

51 Градостроительного кодекса РФ в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого проекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с указанным Кодексом.

ПРИМЕР.

“…работы, производимые на объекте, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта. Так, к объекту пристроен 2-этажный кирпичный объем площадью застройки около 60 кв.

м и установлен (некапитальный) одноэтажный объем, который примыкает к жилому дому по адресу: *** (далее – пристройки). Возведение данных пристроек предусмотрено проектной документацией, согласованной Мосгорнаследием 12.12.

2013 N м 16-291506/3.

Между тем разрешение на проведение строительных работ, связанных с реконструкцией объекта, в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса РФ Мосгорнаследием не выдавалось, заявка на выдачу такого разрешения не поступала, что указывает на нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Указанные действия (бездействие) ОАО “ЦКР” образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ” (Постановление Московского городского суда от 21.07.2016 N 4а-2162/2016).

Источник: https://RuLaws.ru/koap/Razdel-II/Glava-7/Statya-7.14/

Ответственность за незаконные земляные работы на землях общего пользования

Незаконные земельные работы

Ответственность за незаконные земляные работы на землях общего пользования

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации землями общего пользования должны считаться такие участки, на которые имеют доступ все желающие, то есть эти участки имеют режим свободного доступа.

Самозахват

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка КоАП РФ

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, –

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2.

В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

П 3. Ст 6.18. Кодекс Московской области об административных правонарушениях (с изменениями на 2 апреля 2018 года)

 Самовольное размещение в местах общего пользования и (или) использование самовольно размещенных ограждений, устройств, если такие устройства препятствуют или ограничивают проход пешеходов и проезд транспортных средств, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Нецелевое использование

Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению КоАП РФ

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2.

Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

Кто рассматривает дела о нарушениях:

Дела рассматривают органы государственного земельного надзора (ч. 1 ст. 23.21 КоАП РФ) в лице:

• Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);

• Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

• Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

«Как оспорить штраф за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ)». А.Я. Ганижев, Ю.В. Копеева

© Материал из ЮСС «Система Юрист».

Подробнее: http://www.1jur.ru/#/document/165/4077/dfassx67nv/?of=copy-4bc0528036

Источник: https://smirnovatg.ru/%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B7%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D1%85-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.html

Самовольное занятие земельного участка – в каких случаях наступает ответственность

Незаконные земельные работы

Самовольное занятие земельного участка может иметь две формы выражения. Первая связана с фактическим переносом границ собственного участка за их юридические пределы.

Вторая — это занятие земли там, где у совершившего такое действие лица нет никакого своего участка, права на которые оно может подтвердить.

В обоих случаях факт занятия выявляется по признакам ведения на участке какой-то деятельности, чаще всего строительства зданий и сооружений, и препятствования попаданию на территорию других лиц.

Правовые нормы

Основная проблема в том, что с момента появления на земельном участке не только здания или сооружения, но объектов незавершенного строительства, они являются чей-то собственностью.

Частная собственность в России охраняется законом, поэтому невозможен снос таких строений или занятие их только на том основании, что они находятся на том участке земли, права на который имеются у другого лица.

Участок и постройки в равной мере становятся спорными и сделать что-то можно только на основании решения суда, которое вступит в законную силу. В противном случае возможно усмотрение самоуправства, что может повлечь за собой юридические последствия.

Вопросы самовольных построек относятся к ст. 222 ГК РФ и тесно переплетаются с самовольным захватом земли.

Другим способом занятия участка является проведение посева или высаживание каких-то растений. При этом у того лица, которое совершает действие, отсутствуют документы на право владения участком. Постановление Правительства РФ от 30.06.2006 № 404 говорит о том, что ими могут быть:

  • акты органов государственной власти или местного самоуправления;
  • выписка из госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • кадастровый план земельного участка.

Ничего из перечисленного у того лица, которое подозревается в совершении захвата участка или утверждает будто он ему принадлежит, быть не должно. Однако существенная часть всех захватов земли связана с тем, что какие-то документы всё же предоставляются.

Если участок занят кем-то самовольно, то лицу, обладающего на него правами, или органам местного самоуправления, надлежит обращаться в суд с исковым заявлением. В таком случае могут вступить в силу многие статьи гражданского, земельного и административного кодексов.

По факту самого деяния, которое относится к деликту, правонарушению, требующему возмещения вреда, наказание предусматривает ст. 7.1 КоАП РФ.

Во всех случаях природа ответственности одинаковая — это административный штраф, а размер его меняется в зависимости от типа лица, совершившего занятие участка не имея на то прав, и его общей площади.

Объект, предмет, субъект и другие аспекты правонарушения

Объектом этого правонарушения являются общественные отношения в области ведения и использования земли. Предметом — сами земельные участки. Объективной стороной правонарушения может быть только действие, которые направлены на присвоение земельного участка. Правонарушение может совершаться только в умышленной форме.

Поэтому никакого административного наказания не может последовать в тех случаях, когда кто-то, в силу ошибки, неосторожности или по иной случайной причине, поставил забор дальше, чем следует. Признаком ошибочности в таком случае является согласие лица, подозреваемого в совершении правонарушения, исправить ситуацию после того, как ему объяснят ошибочность его действий.

Точно так же не попадает под состав правонарушения по ст. 7.

1 КоАП любое временное ограничение на использование территории в силу проведения строительных работ, когда устанавливаются временные ограждения, препятствующие прохождению людей и проезду автотранспорта из-за строительных и ремонтных работ.

Даже в том случает, если они установлены слишком далеко и попадают на частные владения или муниципальную собственность, ст. 7.1 КоАП применить всё равно невозможно в силу отсутствия состава правонарушения.

В качестве лиц, которые могут быть признаны виновными, выступают физические, в том числе и не являющиеся гражданами РФ, юридические, а так же должностные лица, осуществляющие полномочия представителей власти.

Рассмотрение дел, связанных с самовольным занятием земельных участков, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Они же могут становиться инициаторами рассмотрения дел в судах.

Таким же правом обладают и все те лица, которые считают свои права нарушенными и требуют восстановления состояния, которое было до самовольного занятия того участка, который на законных основаниях им и принадлежит.

Состав административного правонарушения и постановление ВС РФ от 7 ноября 2017 г. по делу № 60-АД17-3

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/samovolnoe-zaniatie-zemelnogo-uchastka--v-kakih-sluchaiah-nastupaet-otvetstvennost-5de91a0f3d873600aeef043c

Самовольный захват земельного участка

Незаконные земельные работы

Ведение любой хозяйственной деятельности на чужой территории без разрешения собственника носит название самовольного занятия земли. С точки зрения закона это нарушение, за него предусмотрены меры административного воздействия. В это понятие входят несколько видов противоправных действий, пожаловаться на которые можно в органы исполнительной власти или в суд.

Законодательная база КоАП

Все вопросы землевладения и землепользования сконцентрированы в Земельном Кодексе РФ. Меры, которые принимаются в отношении захватчиков чужих участков, перечислены в Кодексе об Административных Правонарушениях, Статья 7.1. На основании этих документов суд может вынести решение в зависимости от тяжести нарушения и от статуса правонарушителя (физлицо или юр лицо).

Что входит в понятие захват земли?

На сегодняшний день на территории РФ нет участков земли, которые числились бы бесхозными. Любой участок юридически имеет хозяина: это или частное лицо, или муниципалитет, то есть, государство.

Следующие обстоятельства квалифицируются как самовольное занятие чужой территории:

  • использование земельного надела в личных целях без разрешения собственника и информирования его об этом;
  • использование территории без оформления законного права владения или пользования: когда нет документов, на основании которых можно установить право собственности, аренды.

Важно: к правоустанавливающим бумагам относят свидетельство о наследстве, договор купли-продажи, обмена, дарственная или соглашение об аренде.

Если наследник по истечении шести месяцев получил документ о вступлении в права, но не оформил землю, такой случай не относится к самовольному захвату.

Занятие чужой территории может быть установлено, если правопреемник вовсе не обращался к нотариусу и является получателем участка лишь на словах.

  • использование территории не по назначению или без бумаг, разрешающих использование тем методом, который применяется захватчиком;
  • перенос межевых знаков, поворотных точек, забора и тд;
  • возведение капитальных или временных строений с использованием соседней территории за границами своего участка.

Собственник может обратиться в суд, если считает, что его право было нарушено. Это могут сделать как частные лица, так и представители администрации.

Виды действий на участке, которые считаются незаконными

  1. выращивание плодов для личных нужд, возделывание участка;
  2. использование в промышленных целях;
  3. организация на чужом участке животноводческого хозяйства;
  4. постройка на чужой территории любого объекта, включая объекты инфраструктуры (установка котельной, бойлера, колодца, опоры ЛЭП);
  5. систематическая парковка;
  6. постройка здания таким образом, что оно занимает часть чужой территории;
  7. перемещение ограждения своего участка на территорию соседнего;
  8. ведение на участке для сельскохозяйственных нужд какого-либо промышленного дела.

Ответственность за нарушение границ самовольным захватом

Восстановить нарушенные границы собственник может, если документально установит факт самовольного захвата. Методы воздействия на нарушителя:

  • досудебный, путём переговоров;
  • предъявление нарушителю письменных требований лично или заказным письмом с уведомлением;
  • судебный, через исковое заявление по месту проживания нарушителя или месту нахождения участка;
  • через Госземнадзор, написав туда соответствующую жалобу.

Досудебное разрешение конфликта

Собственники могут договориться об использовании земель или устранении нарушений.

Пострадавший может:

  1. попросить освободить территорию. Возможно так же истребовать компенсацию упущенной выгоды;
  2. установить порядок пользования участком на добрососедских началах (взаимовыгодно для обеих сторон; лучше, если выгоды и порядок будут оформлены в письменном виде и закреплён подписями собственников);
  3. установить частный сервитут, то есть, обременение на земельный участок, которое регистрируется в Росреестре;
  4. продать часть участка соседу, оформив процедуру переноса границ и внесения изменений в данные кадастрового паспорта каждого надела.

Если договориться устно не получается, полезным будет направить требования в письменном виде заказным письмом: это поможет в дальнейшем при обращении в суд. Так собственник сможет доказать, что ответчик игнорировал требования освободить территорию.

Судебное решение конфликта

Исковые требования максимально подробно излагаются в заявлении и подкрепляются доказательствами.

Ими могут служить:

  • межевой план с указанием точных границ надела и спорной территории;
  • подтверждение получения требований покинуть участок, письменный отказ ответчика;
  • фото и видеоматериалы, доказывающие ведение незаконной деятельности или наличие построек на территории.

В иске можно упомянуть требование компенсировать убытки (фактически понесённые расходы) и упущенную выгоду. Так, если действия ответчика привели к обеднению земли, либо к невозможности вести на ней разрешённую деятельность (построить дом невозможно, так как не хватает место из-за наличия на территории соседского объекта), истец рассчитывает сумму упущенной выгоды, исходя из обстоятельств.

Обычно судья выносит решение в пользу истца, если тот смог убедительно доказать факт незаконного захвата.

Жалоба в Госземнадзор

Составляется по тому же принципу, что и иск в суд: обстоятельства дела, стороны и требования. В ходе рассмотрения заявки на место выезжает земельный инспектор, который оценивает происходящее и фиксирует нарушение. Сотрудник Госземнадзора может посетить участок и по требованию муниципалитета, если ответчик занял землю, которая принадлежит государству.

Сначала ответчику приходит предписание:

  1. освободить чужую площадь;
  2. восстановить нарушенные границы;
  3. привести участок в исходное состояние;
  4. снести или разобрать капитальное сооружение, перенести временную постройку;
  5. оформить правоустанавливающие документы.

Все действия ответчик должен выполнить за свой счёт. Так же в предписании может быть указан размер компенсации, которую надлежит выплатить пострадавшей стороне. Если ответчик занял муниципальную территорию, в отдельных случаях от может выкупить её.

Если в отведённый срок нарушитель не успел отреагировать на предписание, он становится административным правонарушителем, обязанным выплатить штраф. Основания для наложения административной ответственности фиксируются во время повторной проверки.

Сколько стоит занять чужую землю?

Нарушение предусмотрено ст.7.1 КоАП РФ.

На 2019 год действуют следующие размеры штрафов:

ответчикКадастровая стоимость участка известнаКадастровая стоимость участка не определена
Физические лица1-1,5% от стоимости, не менее 5 тысяч рублей5000-10000 рублей
Должностные лица (представители органов власти, те, кто работает в государственных организациях)1,5-2%, минимум 20 тысяч рублей20000-50000 рублей
Юридические лицаот 100 000 рублей (2-3% стоимости)100-200 тысяч рублей

Важно: чем больше оказалась по площади самовольно захваченная часть, тем выше штраф. На его размер также влияет тяжесть преступления, готовность исправить ситуацию и иные условия

.

Дополнительно ответчика обяжут возместить ущерб от загрязнения окружающей среды, обеднения почвы – для компенсации расходов по приведению территории в исходное полезное состояние.

Госземнадзор инициирует судебное заседание, на котором выносится решение оштрафовать нарушителя. Для того, чтобы избавиться от незаконных построек на своей территории или получить компенсацию и упущенную выгоду, пострадавший также должен дождаться решения суда о сносе.

Если даже решение суда не напугало ответчика, и постройка продолжает стоять, в руки сотрудников Службы Судебных Приставов переходит исполнительный лист. Пристав исполняет судебный вердикт, а затем взыскивает потраченные средства с ответчика. Таким образом, лицо, осуществившее самовольный захват территории, несёт убытки:

  • действия по восстановлению территории, переносу забора и тд;
  • штраф за неисполнение предписания;
  • траты, связанные со сносом незаконных объектов.

Может ли пострадавший сам предпринять какие-либо действия?

Закон позволяет владельцу захваченной территории самостоятельно выдворить нарушителя (ст.14 ГК РФ, самозащита). Однако, эти действия не должны нести моральный, материальный или физический вред нарушителю.

Так, например, пострадавший вправе сам вернуть забор на законное место, перекрыть доступ для парковки автотранспорта. Если речь идёт, например, об электрическом генераторе, пострадавший может просто перенести его на территорию захватчика.

Но в случае, когда сосед построил на чужом участке колодец за свой счёт, лучше обратиться в суд, прежде чем сносить или закрывать этот колодец.

Есть ли уголовная ответственность за самовольный захват территории?

Самостоятельной статьи в УК РФ нет. Однако, если самовольное занятие чужой земли сопровождалось иными деяниями, это станет отягчающим обстоятельством. К ним относятся:

  • мошенничество в одиночку – лишение свободы на срок до 24 месяцев;
  • мошенничество в составе ОПГ – лишение свободы до 6 лет;
  • нарушение правил оборота недвижимости;
  • подделка документов;
  • и другие преступления.

Заключение

Самовольный захват территории – административное правонарушение. Оно может быть зафиксировано как в отношении частного участка, так и в отношении муниципальной земли. Однако, в результате ответчик, занявший чужой надел полностью или частично, понесёт материальное наказание в виде штрафа, возмещения ущерба, убытков и упущенной выгоды.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/samovolnyj-zahvat-zemli/

Верховный суд разъяснил, как соседям решать дела о земельных спорах

Незаконные земельные работы

Верховный суд определил подход к одному из самых изматывающих и скандальных судебных споров – искам соседей друг к другу, когда люди не могут договориться о границе своих участков земли. Если верить статистике, подобные дела – наиболее часто встречаются в судебной практике, когда речь идет о разрешении споров соседей.

Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа.

В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов.

Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

Процедура “дачной амнистии” усложнится с 1 января 2017 года

Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что “захватчик” перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик – собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

Так что никаких нарушений нет.

А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно – на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась.

Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное – нарушены нормы законодательства.

Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

По кадастровому закону заинтересованное лицо не имеет права высказывать возражения по поводу границ участка соседа, если это не общие границы

Есть Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости” (N 221 от 24 июля 2007 года).

В этом законе сказано, что “местоположение” границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами.

Это делается в тех случаях, когда “в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости”.

Верховный суд подчеркивает – предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности.

Из этого правила есть исключения – не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование.

Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.
Судьбу заброшенных домов и участков решат местные власти

В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон “О государственном кадастре” говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

Верховный суд напомнил – обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один – смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали.

И еще один важный момент – кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа.

Верховный суд подчеркнул – кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

Из этого Верховный суд делает вывод – отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

Кстати

Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался заместитель председателя областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

Источник: https://rg.ru/2017/01/16/verhovnyj-sud-raziasnil-kak-sosediam-reshat-dela-o-zemelnyh-sporah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.