Обособленное помещение в здании

Раздел здания на помещения

Обособленное помещение в здании

Раздел здания на помещения представляет собой юридическую процедуру выделения доли в натуре в рамках одного строения с соблюдением условий изолированности и обособленности.

Изолированность подразумевает наличие монолитных стен, а обособленность предполагает ограничение доступа в помещение посторонних лиц.

Каждое вновь образованное изолированное и обособленное помещение внутри здания подлежит обязательной государственной регистрации. Делается это для продажи отдельных помещений (квартир) долевым собственникам.

Особенности разделения здания на помещения

Раздел здания на помещения имеет ряд нюансов, которые обусловлены требованиями законодательства (а именно ФЗ №218). Для выделения отдельного помещения внутри многоэтажки необходимо соблюсти следующие условия:

  • помещение должно быть изолировано и обособлено за счет наличия капитальных перегородок (стен) и отдельного входа (входной двери);
  • из помещения должен быть обеспечен проход через общие пространства на улицу.

Для выделения отдельных помещений, как правило, производится перепланировка строения, которое было первоначально зарегистрировано как единый объект. Для выделения и постановки каждого отдельного помещения на учет для каждого объекта готовится отдельная проектная документация и план. При этом происходит либо выдел помещений, либо раздел строения:

  • выделение доли в натуре (т.е. физическое выделение части здания), в результате чего образуется новое отдельное жилье, которое подлежит регистрации, здание целиком при этом с регистрации не снимают;
  • второй вариант — это раздел первоначального объекта, который в целостном виде утрачивает свое значение, вместо него регистрируются несколько (два и более) объектов недвижимости.

Различаются процедуры регистрации выделенных помещений коммерческих и жилых зданий.

Процедура регистрации отдельных изолированных и обособленных пространств в коммерческом здании, как правило, упрощена, имеет четкие стандарты и производится быстро.

При внесении изменений (перепланировок) в жилом здании, порядок согласований представляется более сложным, поскольку требует наличия нескольких разрешительных документов контролирующих органов в соответствии с Жилищным кодексом.

В последнее время сохраняется тенденция строительства жилых комплексов и клубных домов в форме коммерческих зданий, так называемых апарт-отелей, в которых квартиры реализуются под видом апартаментов.Такой вариант существенно облегчает процедуру регистрации.

Как оформить раздел здания на помещения

Выделение новых помещение производится по решению собственника недвижимости. В случае когда речь идет о долевом владении, решение о разделе принимают все пайщики. Помимо решения собственников о выделении долей в натуре, ключевым документом для регистрации квартир является техплан помещений.

Процедура оформления раздела здания включает следующие этапы:

  • проведение кадастровых работ и сбор имеющейся документации (данные единого госреестра и сведения из БТИ, включающие технический паспорт, поэтажный план);
  • при первичной постановке на учет необходимо провести процедуру межевания земельного надела, на котором возведено здание;
  • один из ключевых этапов — подготовка плана каждого отдельного помещения (инженер фиксирует площадь и местоположение каждого объекта), проекта перепланировки, согласование в надзорных органах;
  • подготовка решения собственников о выделении долей;
  • предоставление заявления и пакета документов в орган госрегистрации;
  • получение правоустанавливающих документов на каждый объект.

При регистрации необходимо уплатить госпошлину, которая для физических лиц составляет 2000 рублей, а для юридических 22000 рублей.

Разделение строения на части для сдачи в аренду

Частным случаем раздела здания на части является выделение квадратных метров полезной площади для предоставления в аренду, т.е. временных объектов пользования недвижимости. В этом случае необходимо руководствоваться все тем же законом ФЗ №218. В соответствии с юридическими требованиями необходимо соблюсти следующие условия:

  • части для аренды должны быть поставлены на временный учет (регистрации подлежит соглашение аренды, оформленный на срок более года);
  • части должны быть выделены в соответствии с уникальными характеристиками, которые фиксируются кадастровым инженером при подготовке проектной документации и плана.

При этом в отличие от процедуры выделения частей для постоянной регистрации в собственность при непостоянной регистрации доли в аренду нет строгой необходимости соблюдать принцип обособленности.

При регистрации формируется право на помещение на срок аренды.

Регистрация осуществляется на основании соглашения аренды, при этом договор должен быть составлен в соответствии с требованиями законодательства.

Источник: https://xn----8sbhhxkndeik.xn--p1ai/razdel-zdaniya-na-pomeshheniya/

Раздел и выдел помещений | ЦЕНТРАЛЬНОЕ КАДАСТРОВОЕ БЮРО

Обособленное помещение в здании

Нюансы выделения помещений для регистрации договора аренды

Владелец недвижимого имущества имеет право выполнить раздел или выдел помещений, результатом которых станет создание новых объектов недвижимости.

В ходе осуществления раздела исходный объект перестанет существовать не только «де-факто», но и «де-юре», а из ЕГРН относительно него будет удалена вся информация. Осуществление выдела предполагает сохранение первоначального объекта, меняются лишь его характеристики. При этом все изменения, так или иначе касающиеся его характеристик, в обязательном порядке должны быть внесены в Росреестр.

Раздел помещений

Раздел помещения – это операция, в ходе которой становится возможным создание двух и более новых помещений, каждому из которых будут присвоены собственные параметры.

Вновь образованные помещения должны иметь необходимые признаки обособленности и изолированности.

Отсутствие последних двух признаков признается законным основанием для того, чтобы приостановить и/или запретить действия, имеющие отношение к регистрации (п. 34 ч. 1 ст. 26 ФЗ № 218-ФЗ).

Процедура раздела помещения имеет несколько важных особенностей:

  • решение о проведении раздела может принимать только собственник, а в случае наличия нескольких правообладателей не обойтись без получения согласия каждого из них;
  • осуществление раздела происходит в ходе строительных работ, попадающих под понятие о перепланировке или реконструкции;
  • проведение перепланировки и реконструкции невозможно без предварительного согласования – его осуществление возможно только на основании проектной документации. Если встанет вопрос о реконструкции, понадобится получение разрешения на реконструкцию. Подробно о том, как оформить уведомление и получить разрешение на строительство или реконструкцию мы писали здесь https://prokadastr.com/kak-zaregistrirovat-dom/;
  • утверждаются итоги в акте строительных работ. После утверждения результаты фиксируются в техническом плане, оформляемом кадастровым инженером (он приступает к выполнению этой задачи только после того, как лично обследует вновь созданные помещения).

Появление новых помещений подразумевает обязательный учет их характеристик и обязательное внесение информации в ЕГРН.

Как оформляется технический план на раздел помещения?

  1. Кадастровый инженер запрашивает сведения ЕГРН, касающиеся здания, исходного помещения и смежных объектов;
  2. Проводится обследование вновь созданных объектов в натуре (если инженер установит отступления от проектной документации, он обязан отразить эти факты в своем заключении);
  3. Кадастровый инженер фиксирует местоположение новых помещений на поэтажном плане здания, а также их границы;
  4. Описание характеристик и параметров каждого нового помещения происходит в текстовой и графической форме, а в технический план включаются схемы и чертежи.

Таким образом, по итогам раздела оформляются технические планы на каждое новое помещение, а также на само здание, поскольку его характеристики изменились в результате строительных работ.

Стоимость и сроки раздела помещений

Кадастровый учет объекта недвижимости в Росреестре занимает 10-14 дней. Госпошлина за регистрацию прав на каждое вновь образованное помещение в 2019 году составляет 2000 руб для физических лиц и 22 000 руб для юрлиц. Реквизиты для оплаты госпошлины будут отличаться для каждого региона – их можно уточнить через сайт Росреестра.

Стоимость работы проектировщиков и кадастрового инженера определяется, исходя из объема и срочности заказа. Для оформления документов на раздел требуется пройти множество согласований, а любая ошибка повлечет приостановку или отказ в регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимости.

В Центральном кадастровом бюро Вам помогут пройти все стадии согласования и регистрации с первого раза. Мы оформим проектную документацию на раздел помещений, выполним необходимые кадастровые работы, изготовим технические планы на созданные вновь объекты недвижимости, поставим их на кадастровый учет и зарегистрируем право собственности.

Выдел помещений

Главным отличием выдела помещений от раздела является сохранение существования исходного помещения. Но его характеристики претерпевают значительные изменения (в первую очередь они затронут общую площадь). В результате выдела помещений происходит образование 1-го и более новых помещений, и при этом каждое из вновь образовавшихся будет обладать своими собственными характеристиками.

Выдел проводится только при выделении доли в натуре, т.е. такой вариант возможен только для объектов с долевой собственностью.

Возможен как временный, так и постоянный характер выдела помещений. При этом регистрация нового объекта недвижимости представляется возможной только при наличии признаков изолированности и/или обособленности.

Выделение может быть временным — условный объект рассматриваться как самостоятельная единица учета, но только в течение оговоренного срока, например, временный кадастровый учет осуществляется при выделении части помещения для сдачи в аренду.

Выдел помещений становится возможным только при соблюдении перечисленных ниже требований:

  • сохранение изначального кадастрового номера при изменении характеристик исходного объекта;
  • все изменения и корректировки, осуществляющиеся в ходе выдела помещений, могут происходить только в ходе перепланировки или реконструкции и подлежат обязательному согласованию;
  • выделенный объект должен быть изолированным и обособленным, тогда он будет поставлен на постоянный кадастровый учет. В противном случае может идти речь только про временный кадастровый учет.

Чтобы осуществить выдел помещений собственнику необходимо заказать проект, получить техническое заключение и оформить у кадастрового инженера технический план. Процедура такая же, как и при разделе помещений.

Разница в том, что при разделе исходное помещение перестает существовать в натуре, а при выделе сохраняется в измененном виде.

Если происходит временное выделение помещения, заказывать и согласовывать проектную документацию не нужно.

Выдел помещений для регистрации договора аренды

Помещение может быть предоставлено в аренду целиком, при этом на регистрацию должен быть предоставлен договор, который подписывают обе стороны. Вместе с тем, согласно ФЗ № 218 допускается сдача в аренду лишь части помещения.

Более того, нет необходимости в обязательном порядке оформлять выдел с подтверждением признаков изолированности и обособленности.

Выдел помещений оформляется во временное пользование с учетом перечисленных ниже правил и нормативов:

  • в договоре обеими сторонами должны быть четко прописаны все характеристики объекта, в том числе его месторасположение в пределах общего помещения и величина площади;
  • на основании составленного договора кадастровый инженер осуществляет обследование и обозначает местонахождение временного объекта на общей схеме помещения или же на поэтажном плане – эта информация будет зафиксирована в техническом плане, а после того и в реестре ЕГРН;
  • временный объект и вовсе может не иметь ограждающих конструкций, используемые для определения его площади, либо иметь только условные ограничения (например, нанесенный на полу рисунок маркером, торговые прилавки, расположенные по периметру и т.д.).

На основании составленного технического плана выделенная часть помещения ставится на временный кадастровый учет. Данная процедура происходит одномоментно с регистрацией договора аренды.

При оформлении аренды разрешается временный раздел объекта недвижимости (здания или помещения) на части, в том числе без установки стен и перегородок.

В этом случае, вновь образуемые части здания или помещения не признаются самостоятельным объектом недвижимости, так как не обладают признаками изолированности и обособленности.

Кадастровый учет части объекта недвижимости по договору аренды носит временный характер, для этого оформляется технический план нежилого помещения.

Временное выделение части помещения признается наиболее оптимальной формой передачи обширных торговых площадей мелким фирмам или ИП.

Основные выгоды данного варианта аренды в простоте установления границ – стороны могут их согласовать совершенно беспрепятственно.

Кадастровый инженер разработает технический план за нескольких дней – это дает возможность пройти всю процедуру регистрации в минимальные сроки.

По завершению срока действия договора аренды происходит аннуляция временного кадастрового номера. Если же в планы собственника входит повторная сдача частей площади в аренду, необходимо заново составить договор и оформить технический план.

Во избежание возникновения проблем в ходе оформления документов с последующей регистрацией в Росреестре, лучше воспользоваться услугами профильных специалистов. Для быстрого обследования помещений при выделе, а также для составления технического плана, вы можете воспользоваться услугами кадастровых инженеров Центрального кадастрового бюро.

Обратиться за консультацией, определить сроки и стоимость предстоящих работ, можно по телефону +7 (499) 350-80-89 , а также заполнив форму обратной связи на сайте.

Источник: https://prokadastr.com/razdel-i-vydel-pomeshhenij/

Письмо № Д23и-1881 от 04.04.2017 г. относительно государственного кадастрового учета части объекта недвижимости

Обособленное помещение в здании

 Документы-основания для подготовки технического плана здания предусмотрены статьями 24, 40, 70, 71 Закона № 218-ФЗ, пунктом 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953 (далее – Требования).

В частности согласно пункту 20 Требований в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 года, в том числе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании Декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости – органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 14, части 3 статьи 40 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета всех помещений осуществляется по заявлению собственника здания (сооружения), если право собственности на здание зарегистрировано, к которому прилагается технический план здания, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета всех помещений сведения.

Вопрос подтверждения органу регистрации прав факта отсутствия необходимых для выполнения кадастровых работ и подготовки технического плана документов законодательством Российской Федерации не урегулирован.

В  силу  части  1  статьи  51  Федерального  закона  от  13  июля  2015  г.  № 218-ФЗ

«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

Статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что:

в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования;

в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, при отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Индивидуализация недвижимого имущества как объекта сделки для целей государственной регистрации осуществляется органом регистрации прав в процессе кадастрового учета, в результате чего объект получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других недвижимых вещей (что является не только описанием таких объектов, но и подтверждением факта существования предмета сделки).

При учете зданий, сооружений, помещений в них (в связи с образованием, изменением характеристик, либо прекращением существования объекта недвижимости) описываются реально существующие объекты недвижимости, объективными границами которых являются конструктивные элементы зданий, помещений и сооружений (стены, перегородки, потолки и т.п.).

При этом в соответствии с пунктами 19, 34 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случаях, если:

объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав  на который осуществляются в соответствии с Законом № 218-ФЗ;

помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).

Отдельные конструктивные элементы здания (фундаменты, стены и перегородки, перекрытия, кровли (крыши), полы, проемы, отделка, внутреннее сантехническое и электротехническое оборудование) действующим законодательством не отнесены к объектам  недвижимого   имущества,   вследствие   чего   такие   объекты   в   силу   Закона № 218-ФЗ не подлежат и кадастровому учету. Вещные (и иные) права на них  также не подлежат и государственной регистрации в соответствии с Законом № 218-ФЗ, поскольку в силу пункта 4 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ.

Учитывая положения части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ, пункта 14 части 2 статьи 2 Федерального  закона  от  30  декабря  2009  г.  №  384-ФЗ  «Технический  регламент       о

безопасности зданий и сооружений», части недвижимого имущества – обособленные и/или изолированные помещения в зданиях, сооружениях – могут быть объектом аренды, если, как следует из статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, они являются индивидуально-определенными вещами.

Если предметом договора аренды будет являться не поставленная на кадастровый учет часть поставленного на кадастровый учет помещения, то необходимо одновременное осуществление государственного кадастрового учета такой части и государственной регистрации ее аренды. При этом для осуществления кадастрового учета части помещения необходима подготовка технического плана помещения, содержащего сведения об образуемой части.

Исходя из части 1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет  в связи с образованием части помещения и государственная регистрация аренды осуществляются на основании заявления собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости.

При этом с учетом части 1 статьи 51 Закона № 218-ФЗ с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

Если сведения о части помещения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация ограничения осуществляется без государственного кадастрового учета. В таком случае, принимая во внимание часть 3 статьи 15 Закона № 218-ФЗ, с заявлением в орган регистрации прав вправе обратиться:

правообладатель объекта недвижимости и (или) лицо, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, – при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ;

стороны договора — при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ.

Как представляется, в случае изменения конфигурации и площади части  помещения речь должна идти об образовании новой части помещения, сведения о которой, в том числе ее обозначение, должны указываться в техническом плане в соответствии с пунктом 45 Требований.

При этом ранее сформированная и учтенная в Едином государственном реестре недвижимости часть объекта недвижимости должна быть снята с кадастрового учета в связи с изменением предмета аренды (одновременно с государственной  регистрацией  дополнительного  соглашения  к  договору  аренды     или

государственной регистрацией нового договора аренды и прекращения (расторжения) прежнего).

В силу части 3 статьи 14 Закона 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 названной статьи.

Поскольку договор аренды (если его срок более одного года) подлежит государственной регистрации, учет части объекта недвижимости и государственная регистрация аренды будут осуществляться одновременно. Исходя из пункта 46 Требований, включение в состав приложения технического плана копии договора аренды в рассматриваемом случае не требуется.

Перечень сведений о представителе правообладателя объекта недвижимости, в том числе лице, имеющем право действовать без доверенности от имени соответствующего юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, которые указываются в реквизите «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», определены в пункте 20 Требований к подготовке декларации.

Требованиями к подготовке декларации не предусмотрено обязательное подтверждение полномочий представителя правообладателя объекта недвижимости нотариально удостоверенной доверенностью.

В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

№ 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), является Росимущество.

Таким образом, в отношении недвижимого имущества, «закрепленного» за Российской Федерацией, декларация об объекте недвижимости может быть заполнена физическим лицом, действующим на основании надлежащим образом оформленного документа, подтверждающего его полномочия действовать от имени Росимущества, либо иного федерального органа исполнительной власти (если соответствующие полномочия в

отношении федерального недвижимого имущества осуществляют такие федеральные органы исполнительной власти).

Как следует из пункта 8 Требований к подготовке декларации, декларация об объекте недвижимости в форме бумажного документа должна быть прошита и скреплена подписью лица, заполнившего декларацию; оттиском печати соответствующего юридического лица (при наличии печати) или органа государственной власти, органа местного самоуправления заверяется подпись лица, которое вправе действовать от имени юридического лица без доверенности, или подписью представителя соответствующего органа.

Частью 1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ установлено, что при государственном кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения, и государственной регистрации таких ограничений прав и обременений объекта недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости.

При этом в силу части 4 статьи 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в том числе в части 1 названной статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 51 Закона № 218-ФЗ с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

С учетом изложенного, а также части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ, статей 295, 608, 618 Гражданского кодекса Российской Федерации полагаем, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, выступая в качестве арендодателя или  арендатора недвижимого имущества, вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части объекта недвижимости и государственной регистрации аренды (субаренды).

Как следует из части 4 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, орган регистрации прав  снимает с государственного кадастрового учета часть помещения, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ, в случае:

снятия с государственного кадастрового учета соответствующего помещения или здания, сооружения, в котором расположено помещение, в связи с прекращением их существования;

прекращения прав на такую часть помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона № 218-ФЗ в случае государственной регистрации прекращения обременения земельного участка или здания, сооружения, в связи с установлением которого была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого земельного участка или таких здания, сооружения, снятие с государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения при отсутствии сведений о том, что в отношении такой части земельного участка или такой части здания, сооружения зарегистрировано другое обременение.

Как представляется, правило, указанное в части 2 статьи 44 Закона № 218-ФЗ, учитывая также пункт 4 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, может быть применено  также в случае прекращения обременения помещения, в связи с установлением которого после вступления в силу Закона № 218-ФЗ была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого помещения.

Источник: https://kadastrovik.com/dokumenty/d23i-1881.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.