Общедомовое

Содержание

Кто отвечает за содержание общего имущества при «непосредственном управлении»? – Новости ЖКХ

Общедомовое

Для поддержания нормального состояния многоквартирных домов приняты нормативы их обслуживания и ремонта, следовать которым должна обслуживающая дом организация. Контроль за соблюдением нормативов по содержанию общедомового имущества осуществляется со стороны собственников помещений и органов жилищного надзора.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Расшифровка термина «общедомовое имущество (ОДИ) в многоквартирном доме»

Расшифровка понятия общего имущества многоквартирного дома в ЖК РФ неразрывно связана со всеми помещениями здания. Назначение определяется по графику-схеме для каждого этажа, а при его отсутствии опираются на проектные бумаги строения. Отнесение имущества к разряду жилое или нежилое часто становится предметом судебных разбирательств.

В общедомовой список включены все комнаты, которые не выделены в натуральной величине, но относятся к конкретному владельцу. При этом собственник обязан содержать квартиру, обслуживать её и иметь доступ.

Признаки общего имущества:

  • все помещения связаны между собой, т. е. находятся в одном МКД;
  • право на владение возникает одновременно с получением свидетельства или регистрации в Росреестре;
  • принадлежность к не менее 2 комнатам;
  • удовлетворяет нужды жильцов;
  • оснащается специальным оборудованием – санитарная техника, средства для распределения энергии, механические и иные агрегаты.

Нормативная база

Некоторые обслуживающие фирмы МКД допускают серьезную ошибку, не фиксируя содержание общего жилого помещения по многоквартирному дому.

По правилам это необходимо сделать на момент заключения договора с собственниками, в котором приводится полный и подробный перечень. В дальнейшем при управлении достаточно придерживаться списка.

В нормативно-правовых актах приведено, что входит в содержание, жилое и нежилое имущество, а также порядок действий.

Посмотрите видео: « и ремонт многоквартирного дома — за что мы платим.»

Постановление Правительства №491 о правилах содержания общего имущества

Заблуждения часто происходят из-за пунктов 2-9 правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, освещенных в ПП №491.

В постановлении подробно изложены границы коммунальных систем обеспечения, которые устанавливают принадлежность к МКД. Но управляющие организации часто не вносят их в перечень объектов общедомового имущества.

Руководство УК объясняют это тем, что в законодательных документах приведен исчерпывающий состав.

Однако такой подход незаконен. В разделе №I(1) Постановления №491 с последними изменениями 2020 г. о коммунальных услугах указано, что перечень общего имущества необходимо доводить к сведению собственников.

Поскольку требуется определить и обеспечить исполнение обязанностей по его содержанию. Для контролирующих инстанций такой список позволяет проводить надзор над выполнениями условий договора со стороны УК.

Ключевой момент при подписании контракта на обслуживание многоквартирного дома – это состав и управление общим имуществом МКД. При отсутствии процедуры его определения, фактически отсутствует объект управления.

ПП №416

В ПП №416 «О правилах содержания общего имущества» внесены поправки, вступившие в силу в I квартале 2020 г. Изменению подверглось наличие требования в обеспечении аварийной службы громкой связи с персоналом УК и жильцами дома.

Введен новый термин «офис обслуживающей компании», который в старой версии Постановления №416 не фигурировал. Установление такой нормы обязывает УК иметь определенное помещение, куда владельцы недвижимости могут обратиться для урегулирования проблем, споров и других вопросов.

Прием граждан должен осуществляться не реже одного раза в 30 дней. Необходима предварительная запись на прием – так, управляющая организация сможет составлять график. Сведения о таких обращениях регистрируются в специальном журнале, а копии передают собственникам по требованию.

Нововведения в ПП №416 ужесточили процедуру раскрытия конфиденциальной информации со стороны управляющей фирмы. Увеличился объем обязательных сведений. В Постановлении №331 также содержится перечень требований для УК и ТСЖ при предоставлении доступа к данным.

Обновленный закон внес поправки относительно носителя информации:

  • не допускается хранить;
  • в случае утрачивания актуальности можно удалить данных.

Копии обратной связи по обращениям граждан следует хранить 3 года.

Дополнительно установлен новый регламент ответов на жалобы, претензии и заявления:

  • если информацию можно раскрывать – 24 часа;
  • учет хозяйства – 3 суток;
  • составление акта о нанесении урона или нарушения по ЖКХ – 3 дн.;
  • обращения по другим поводам – 10 дней для владельцев жилья, 30 – остальным.

Состав общего имущества МКД.

Большинство обязанностей жилищной конторы имеют четкий регламент. Реагировать на поступивший звонок в аварийную службу следует в течение 5 минут. При отсутствии возможности сразу ответить – в рамках 10 мин. нужно перезвонить. Аналогичное время дается для ознакомления с ым или электронным сообщением.

Любые звонки фиксируют в журнале обращения граждан, дополнительно прикрепляется запись разговора. Сотрудники УК обязаны сообщить собственнику номер заявки.

Для реагирования на поломки в сетях водоснабжения, отопления ХВС и ГВС, а также электроэнергии, отводится 30 минут. Рассчитывается период с момента регистрации заявления.

Чтобы устранить аварийную ситуацию у управляющей компании есть не больше 3 дней.

При наличии засоров в системе фильтрации или водоотведения работники организации должны ликвидировать проблему в течение 2 часов – аналогично и для мусоропровода.

ЖК РФ

В соответствии с ЖК России (статья №37 часть №1) доля совместного имущества одного владельца в МКД равна общей площади его собственности. Устанавливать часть из ОДИ необходимо для исчисления ежемесячной оплаты на содержание в МКД (ст. №39 ч. №2).

Определение доли в общем имуществе многоквартирного строения имеет принципы согласно статье №37 ЖК Российской Федерации:

  • в ч. №2 определена судьба владения квартирой или другим объектом;
  • при продаже, покупке, дарении и других формах сделок часть собственника остается неизменной – ч. №3;
  • недопустимо выделение в натуральной величине – ч. №4 пункт №1;
  • отчуждать объект отдельно от права распоряжаться им – ч. №4 п. №2.

Бремя расходов ложится на плечи жильцов МКД, они же отвечают за содержание ОДИ. Таким образом, каждый месяц в размере своей доли происходит плата по счетам за ЖКХ и иных платежей. Ежегодно необходимо оплачивать налоги и другие траты, определенные в статье №39 части №2 ЖК России.

Изменения в 2020 году

Правительство в марте этого года приняло ПП №416, содержащие правила использования домовой территории и управления имуществом МКД.

Основные корректировки коснулись раскрытия сведений УК, ТСЖ или иных кооперативов и товариществ. Другими словами, для управляющих контор не нужно публиковать в интернете и других СМИ информацию о себе. Дополнительно упразднена необходимость размещать данные на стойках регистрации в офисе или хранить. Достаточно выделить для этого раздел на web-странице.

Действующее постановление 491 («Правила содержания общего имущества») не утратило актуальность в текущем 2020 году.

Изменения в Постановлении №491

Правила были приняты Правительством еще в 2006 году, с тем пор ситуация в стране изменилась. Вполне логично, что потребовались изменения. Дополнения вносились в список общего имущества.

С 1 января 2020 года в состав общего имущества включены автоматизированные системы учета потребления, иначе говоря, приборы учета (пп.

е 1 Постановления 491 с последними изменениями 2020 года о коммунальных услугах )

Большие сложности на практике вызывала оплата воды и электричества, используемых на содержание общего имущества. Пока эти расходы не были отнесены общего имущества и не установлена обязанность собственников по их компенсации.

Также были утверждены нормы потребления.

В течение 2020 года вносились поправки относительно порядка оплаты общедомовых приборов учета, которые необходимо было устанавливать для фиксирования расходов (в том числе, в принудительном порядке).

Поправки к Правилам содержания общего имущества обсуждаются постоянно. Уже есть несколько проектов, предусматривающих увеличение полномочий контролирующих органов по проверке управления многоквартирным домом. Возможно изменения в документ будут внесены и в 2020 году. Поэтому, необходимо следить за новостями.

Скачать полный текст Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (с изменениями 2020 года)

Что включено в понятие содержание и ремонт жилья

Состав ремонтных работ общего имущества МКД.

Заключая сделку купли-продажи квартиры в МКД, гражданин приобретает статус собственника объекта недвижимости. Однако помимо жилого помещения в его обязанности входит содержание общедомового имущества.

Источник: https://nedvizhimost23.ru/kvartira/soderzhanie-i-remont-obshchedomovogo-imushchestva.html

Одн по электроэнергии: что входит в одн, оплата, пример расчета

Общедомовое

Почему тарифы на центральное отопление и электроэнергию самые высокие по сравнению с другими видами услуг? Такое положение напрямую связано с огромными потерями в сетях этих коммунальных ресурсов и отсутствием возможности оперативной локализации проблемного участка. То есть, потери изначально закладываются в тарифы для потребителей.  Учитывая текущие реалии, возникает ряд вопросов к расчету ОДН по электроэнергии, попробуем найти на них ответы.

Что такое ОДН по электроэнергии?

Проще всего объяснить значение данного термина на примере. Допустим, имеется типовой многоквартирный дом, подключенный к электроснабжению. Общий расход в данном случае будет включать в себя следующие составляющие:

  1. Электроэнергия, израсходованная индивидуальными потребителями.
  2. Электричество, необходимое для питания оборудования общих домовых территорий (освещение лестничных площадок, лифтового оборудования, технологические потери на внутренних линиях и т.д.). Данная статья расходов получила название «общедомовые нужды» или сокращенно – ОДН.

Расход по первому пункту определяется по показаниям индивидуальных счетчиков. Для второго производится специальный расчет, результаты которого отражаются в соответствующей графе квитанции коммунальных платежей.

Квитанция с графой ОДН электроэнергии

Что входит в ОДН?

Жильцы многоквартирных домов, получив квитанцию, куда входит оплата ОДН, не редко задаются вопросом, что включает в себя эта категория расходов.  Ответим на этот вопрос, приведя для наглядности рисунок, с перечислением общедомовых приборов.

Оборудование, входящее в состав ОДН

Обозначения:

  • a) Осветительные приборы на лестничных клетках, чердачных и подвальных помещений.
  • b) Системы освещения придомовых территорий.
  • c) Лифтовое оборудование.
  • d) Системы безопасности (домофоны, видеонаблюдение и т.д.).
  • e) Пожарная сигнализация.
  • f)  Аппаратура провайдеров.
  • g) Антенные усилители.
  • h) Насосное оборудование.
  • j) Потери электроэнергии.

Обратим внимание, что к последнему пункту относятся как потери внутридомовой сети, так и  несанкционированные подключения в обход индивидуальных приборов, учитывающих  потребление электроэнергии. То есть,  в данном случае можно говорить о краже электричества у соседей по дому.

Оплата ОДН

Согласно Постановлению Правительства РФ (№354), весь объем потребленной электроэнергии на ОДН оплачивается жителями многоквартирного жилого дома. Чтобы не возникло разночтений, приведем дословно выдержку  из Постановления.

Пример выдержки из ПП РФ №354 от 6 мая 2011 года

Как видим, в Постановлении определено, что все расходы электроэнергии на ОДН возлагаются на собственников жилого дома, вне зависимости от выбранной формы управления.

Руководствуясь данным Постановлением, управляющие компании производят расчет объемов потребления электроэнергии на общедомовые нужды, полученные результаты вносятся в квитанции оплаты коммунальных услуг.

Пример такой квитанции был продемонстрирован на рисунке 1.

Пример расчета ОДН по электроэнергии в многоэтажном доме

Несмотря на то, что тарифы и нормы потребления электроэнергии различаются в отдельных регионах, формулы расчетов для начисления платежей по соответствующей графе остаются неизменными. Приведем примеры расчетов для многоквартирного жилого дома с общедомовым счетчиком потребления электроэнергии и объекта, где не такой прибор отсутствует.

Со счетчиком

Механизм вычислений будет следующим:

  1. Производится снятие показаний за определенный период с общедомового прибора учета потребления электроэнергии. Допустим, коллективный счетчик отобразил потребление в объеме 6500 киловатт-часов. В данном случае это общий расход электроэнергии жилого дома, который включает в себя суммарный объем потребления жилых помещений и затраты на ОДН.
  2. На данном этапе производится сравнение суммарных показаний, снятых с индивидуальных электросчетчиков и данных общедомового прибора учета. Чтобы выполнить данную операцию необходимо просуммировать потребление каждой квартиры. Как правило, данные за отчетный период  снимаются в определенных числах месяца.   Такие ограничения на процесс снятия показаний необходимы для того, чтобы не возникало больших расхождений в балансе.

Представим, что суммарное значение всех показаний электросчетчиков жильцов составило 5600 киловатт-часов. То есть, это показатель объема электроэнергии израсходованного владельцами жилых помещений.

  1. Получив показатель расхода на жилые помещения, его вычитают из общего объема потребленной электроэнергии. Результатом будет количество киловатт-часов, приходящихся на долю ОДН. В нашем случае расчет будет следующим: 6500 – 5600 = 900.
  2. Теперь необходимо произвести распределение (начисление) платы ОДН между собственниками помещений. Начисления производятся собственнику, исходя из жилой площади (ЖП), занимаемой владельцами квартир. Для этой операции необходимо рассчитать соотношение между квадратным метром ЖП и единицей измерения для ресурса, затраченного на общедомовые нужды (киловатт-час для электроэнергии).

Вернемся к нашему примеру. Допустим общая жилая площадь в доме 4200 м2. Следовательно, чтобы рассчитать соотношение необходимо общий объем потребления ОДН (в нашем случае 900 кВт*ч) разделить на суммарное количество жилой площади (4200 м2), у нас получится: 900/4200 ≈ 0,214 кВТ*ч.

  1. Рассчитав соотношение несложно вычислить потребление электричества ОДН для любого собственника жилья в доме. Для этого необходимо умножить полученный коэффициент на жилую площадь той или иной квартиры. Например если за собственником числиться 42 м2 жилой площади, то расчет расхода, в нашем примере, будет следующим: 42 * 0,214 = 8,988 кВт*ч. Обратим внимание, что площадь нежилых помещений не учитывается.
  2. На завершающем этапе рассчитывается плата ОДН, для этого полученный результат умножается на тариф, предусмотренный для данного региона. Допустим, наш дом располагается в Санкт-Петербурге, соответственно, при одноставочном тарифе 4,32 руб. за 1 кВт*ч, размер оплаты будет следующим: 4,32 * 8,988 ≈ 38,83 руб.
  3. Производится оплата потребления электричества, затраченного на общие нужды.

Закрывая тему расчетов при наличии счетчика МОП, следует заметить, что самое слабое звено в данной системе учета – снятие показаний с индивидуальных приборов. Это напрямую связано с влиянием человеческого фактора, например, информация передана с ошибкой или нет возможности снять показания ввиду отсутствия жильцов.

Также следует принять во внимание время, необходимое на ввод данных в общую базу и возможные ошибки оператора. В системах автоматизированного сбора показаний такие недостатки отсутствуют.

На сведение баланса по электроэнергии, потребляемой сетями жильцов, уйдет всего несколько минут, при этом гарантируется стопроцентная точность.

Без счетчика

Приведенный выше способ расчета расхода ресурсов (электроэнергии) на ОДН применим только в случае наличия общего счетчика. Если таковой отсутствует, то в качестве коэффициента, необходимого для расчета пользования электроэнергией, используется специальный норматив, предусмотренный для данного региона. Принцип расчета платы показан ниже.

Расчет ОДН при отсутствии общедомового прибора учета

Информацию по расчетному коэффициенту (нормативу) для определенного региона можно получить на официальном сайте областной администрации.

В данном случае коэффициент выступает в роли граничной величины, ее пересмотр возможен только в большую сторону.

Такое решение может быть принято общим собранием жильцов (если не ошибаемся, на практике такого еще ни разу не происходило).

Как выгодней со счетчиком или без

В качестве примера приведем нормы потребления электроэнергии на общедомовые нужды для Нижегородского региона.

Нормы потребления ОДН в Нижнем Новгороде (для примера)

Если отследить тематическую информацию касательно на местных форумах, то выяснится, что устанавливать МОП приборы выгодно, поскольку в этом случае приходиться меньше платить за коммунальные ресурсы, затраченные на общие нужды.

Ситуация, когда установлен общий электросчетчик, а объем потребления коммунальных ресурсов превышает региональную норму, принципиально невозможен. В этом случае все указывает на факт потери ресурсов по вине управляющей компании.

Как снизить ОДН по электроэнергии?

Сростом нормативов потребления, увеличиваются и начисления ОДН, приведем несколько вариантов решений, позволяющих уменьшить эту статью расходов. В большинстве случаев, для реализации приведенных советов потребуется общее собрание жильцов дома. Начнем с главного:

  1. Произведите установку общедомового прибора учета. Сумма, затраченная на его покупку, окупится довольно быстро.
  2. Если передача информации (снятой с индивидуальных счетчиков) осуществляется, поставщику ресурса (электроэнергии) после контрольной даты, то вычисление расхода производится по региональной норме. Тоже касается и показаний общедомовых приборов.
  3. Желательно организовать процесс снятия информации со счетчика МОП таким образом, чтобы при этом  присутствовал кто-то из жильцов, назначенный общим собранием или сотрудник управляющей компании. Последняя крайне заинтересована в этом, поскольку если расход будет превышать объем норматив потребления, финансовая ответственность ложится на УК.
  4. Организация проверок арендуемых помещений на предмет несанкционированного подключения.
  5. Модернизация электрооборудования и общедомовых электросетей. Даже замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие аналоги даст ощутимый результат.

Важно ознакомиться и прочитать:

Использованная литература

  • Пестриков В.М. «Домашний электрик и не только» 2006
  • А. В. Лыкин «Учет и контроль электроэнергии» 2019
  • В. В. Красник «Вся неправда о подключении к электросетям» 2009
  • В.В. Красник «Прорыв в электросеть» 2013

Источник: https://www.asutpp.ru/odn-po-jelektrojenergii.html

Кто отвечает за общедомовое имущество многоквартирного дома?

Общедомовое

Как известно, в 2005 г. в связи с вступлением в силу ныне действующего ЖК РФ появились частные управляющие компании, созданные для  технического и санитарного содержания многоквартирных домов на основе возмездного договора с собственниками.

Теоретически эти организации за умеренную плату должны были избавить собственников квартир от многих проблем, связанных с совместным проживанием в многоквартирных домах, изначально алогичным для России (https://zakon.

ru/blog/2017/01/16/kvartira_v_mnogokvartirnom_dome_kak_simvol_utraty_idei_sobstvennosti_v_sovremennoj_rossii).

Однако на практике оказалось, что не всё так просто: недобросовестность управляющих компаний вскоре стала притчей во языцех, что не помешало им захватить и стабильно удерживать лидирующие позиции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Не исправило положения и введение ФЗ от 21.07.2014 №255-ФЗ обязательного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

В этой непростой ситуации, казалось бы, особенно важна последовательная, с разных сторон продуманная и согласованная работа всех трёх ветвей власти нашего правового и демократического государства по наведению порядка в сфере ЖКХ, чтобы права жильцов многоквартирных домов, коих в РФ, по данным переписи населения, большинство, прочно гарантировались и никоим образом не были ущемлены.

Но здесь происходят прямо-таки невероятные для правого государства вещи! Расскажу случай из собственной юридической практики, который с учётом изношенности наших домов может произойти с каждым.

В 2007 году Орехов Виталий Николаевич и Макеенкова Нина Владимировна (на тот момент собственники квартиры №10 в д.3 по ул. Толмачева), скопив достаточно денег, решили сделать ремонт с перепланировкой, чтобы наконец-таки заселиться в купленную ещё в 2005 г. квартиру, которая тогда была непригодна для проживания.

В ходе ремонтных работ потребовалось заменить трубы, для чего собственники обратились в ЖЭУ №13. Сантехники упомянутой организации справились с этой задачей хорошо, ремонт тоже завершился благополучно. Об этом свидетельствует решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19 декабря 2007 г.

№2-1570/2007, согласно которому кв. 10 в д.3 по ул. Толмачева постановлено было сохранить в перепланированном и переустроенном состоянии в соответствии с планом Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» от 13.02.

2007, проверенным и согласованным с Центром гигиены и эпидемиологии в Смоленской области и с филиалом СМУП «Жилищник» «ЖЭУ-13».

Их соседка, живущая этажом ниже, тогда была всем довольна, против перепланировки не возражала, о чём и заявила на том суде…

Но прошло 8 лет, и в один злополучный день (18 ноября 2015 года) в квартире №10 на третьем этаже прорвало трубу с холодной водой прямо на глазах Виталия Николаевича.

Из трубы хлынул мощный поток под давлением около 8 атмосфер, остановить который, не перекрыв воду, было невозможно.

Испуганный и застигнутый врасплох произошедшим, гражданин Орехов выбежал на лестничную площадку и стал стучаться к соседям, чтобы те вызвали аварийную службу…

За всей этой суетой прошло около часа, пока вода в подвале наконец-то была перекрыта. Этого времени оказалось достаточно для затопления всех соседей, расположенных непосредственно под злосчастной квартирой (кв.6 на 2 этаже и кв.2 на 1 этаже).

Домом 3 по ул. Толмачева на тот момент управляло ООО «Дом Сервис С». Сотрудники этой управляющей организации, посетив затопленные квартиры, тут же составили 2 акта (№3 для кв.2 и №4 для кв.6), в которых написали примерно следующее: «причиной затопления явилось то, что в кв.

10 был обнаружен оторванный кусок трубы (состав силумин) от отвода, приваренный холодной сваркой к стояку холодной воды. Используемый материал и технология проведения работ не соответствуют технологическим требованиям проведения сантехнических работ. Со слов собственника кв. 10 Орехова, данный вид работ производился сотрудником ООО “Партнёр”».

Никаких экспертиз, подтверждающих изложенные в актах выводы, не проводилось, судили, так сказать, на глазок.

Про место прорыва на трубе работники управляющей компании благоразумно решили умолчать вообще, дабы не лишиться своих рабочих мест.

Ведь трубу прорвало до первого запорного устройства, что было, забегая вперёд, установлено судом апелляционной инстанции и подтверждено судом кассационной инстанции. А в соответствии с п.

5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, этот участок трубы входит в состав общедомового имущества, за которое отвечает управляющая компания.

Орехов В. Н. и Макеенкова Н. В. естественно отказались подписать эти акты.

Надо сказать, что директором управляющей компании «Дом Сервис С» является Прохоров В. А., а старшая по дому №3 по ул. Толмачева Прохорова О. А., входившая в состав комиссии по обследованию затопленных жилых помещений на правах сотрудника этой управляющей компании, приходится ему матерью.

По словам Виталия Николаевича, хотя управлять их домом ООО «Дом Сервис С» начало только с 1 апреля 2015 года, указанный семейный тандем уже давно решающим образом влияет на общедомовые дела, а с собственниками залитых квартир имеет взаимовыгодные добрососедские отношения.

В истинности последнего утверждения я лично удостоверился во время судебного заседания апелляционной инстанции.

Поэтому неудивительно, что вскоре собственница кв.2 Меркушева Л. В.

вчинила иск Виталию Николаевичу с требованием возместить материальный ущерб, причинённый затоплением квартиры (36911 рублей), издержки по определению стоимости ущерба (3500 рублей), по оплате юридических услуг (2500 рублей) и госпошлины (1907 рублей 33 копейки) – всего 44818 рублей 33 коп.

Своё требование истица мотивировала упомянутым актом №3, голословными утверждениями прямо или косвенно заинтересованных в исходе дела лиц (своим, господ Прохоровых и собственницы кв.6 Моисеенковой С. Д.), а также документами, подтверждающими наличие и характер материального ущерба и расходов.

Этих «доказательств» вполне хватило мировому судье судебного участка № 3 г. Смоленска Ковалевой И. А., чтобы решением от 16 мая 2016 года № 2 – 156/2016-3 признать Орехова В. Н. и Макеенкову Н. В. виновными в произошедшем затоплении и удовлетворить исковые требования Меркушевой Л. В. за их счёт в полном объёме. А судье Заднепровского районного суда г.

Смоленска Мурашко М. С. – чтобы Апелляционным определением от 8 августа 2016 года № 11 – 98/2016 решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчиков – без удовлетворения. Судья Смоленского областного суда Волынчук Н. В. отказала в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

  

Это всё при том, что по закону Орехов В. Н. и Макеенкова Н. В. – ненадлежащие ответчики в этом процессе. Ведь согласно ст.ст. 161, 162 ЖК РФ, поддержание в исправном состоянии общего имущества в многоквартирном доме возложено на управляющую компанию.  В соответствии с п.

42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие компании отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Договор директор ООО «Дом Сервис С» Прохоров В. А. показать Виталию Николаевичу отказался, мотивируя это тем, что законом-де наличие такого договора не предусмотрено. Надеюсь, что судебный запрос образумит этого руководителя.

Но в любом случае договор в силу ч.1 ст.422 ГК РФ не должен противоречить законодательству, которое в таких ситуациях явно не в пользу управляющей компании. Ведь поскольку обязательство ООО «Дом Сервис С» по содержанию общего имущества д.3 по ул.

Толмачева в надлежащем состоянии связано с осуществлением этим юридическим лицом предпринимательской деятельности, его ответственность строится на началах риска и в соответствии с ч.3 ст.401 и ст. 1095 ГК РФ наступает независимо от наличия вины.

Кроме того, на отношения между управляющей компании и жильцами многоквартирного дома распространяется законодательство о защите прав потребителей со всеми вытекающими отсюда последствиями…

В общем, надлежащий ответчик у Л. В. Меркушевой был, но она из личных соображений решила переложить ответственность управляющей компании на своих соседей – таких же, как она, потребителей, также пострадавших от некачественной услуги недобросовестной коммерческой организации.

То, что ООО «Дом Сервис С» исполняла свои обязанности по содержанию общего имущества д.3 по ул. Толмачева ненадлежащим образом, доказывает поквартирный опрос соседей, проведённый Виталием Николаевичем.

Так, в 14 из 15 опрошенных квартир осмотр системы водоснабжения управляющей компанией «Дом Сервис С» не проводился совсем (к моменту опроса эта организация управляла домом больше года).

В единственной квартире осмотр состоялся благодаря тому, что жилец случайно оказался дома.

 Между тем, согласно приложению 5 ВСН 58-88 «Положения об организации, проведении реконструкции, ремонта и технического обследования жилых зданий объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения», осмотр систем трубопровода проводится раз в 3-6 месяцев.

На суде директор управляющей компании «Дом Сервис С» утверждал, что не помнит, производился ли осмотр квартиры ответчиков до залития ввиду большого количества квартир. Но в соответствии с п. 3.

9 ВСН 58-88 результаты таких осмотров следует отражать в документах по учёту технического состояния здания (журналах учёта технического состояния, специальных карточках и др.).

В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах…           

Получается, что по итогам смоленского правосудия пострадавшим потребителем к гражданско-правовой ответственности за услугу ненадлежащего качества привлечена не коммерческая организация, а такие же пострадавшие потребители! И за общедомовое имущество многоквартирных домов отвечают не управляющие компании, а сами собственники квартир, при этом аккуратно платящие управляющим компаниям за поддержание общедомового в надлежащем состоянии!  Как такое могло случиться в правовом государстве с нормативно-правовой базой, достаточно сильно защищающей права потребителей и жильцов многоквартирных домов?..

А дело всё в том, что допущена фундаментальная судебная ошибка: судами неправильно распределено бремя доказывания между сторонами.

Так, из установленной п.п.1,2 ст.

1064 ГК РФ презумпции вины причинителя вреда, предполагающей льготный режим доказывания для потерпевшего (факт причинения вреда, его размер, причинную связь с действиями его причинителя), суды вывели обязанность ответчиков в настоящем деле доказывать отсутствие своей вины. Причинную же связь посчитали доказанной фактом поступления воды из квартиры ответчиков в квартиру истицы. Про то, что в квартирах жильцов находится ещё и общедомовое имущество, суды, распределяя бремя доказывания, явно забыли.

Но выбор ответчика в гражданском процессе в силу его диспозитивности зависит только от истца! А раз так, то и отвечать за правильность этого выбора должен только истец.

Эту мысль подтверждает и Конституционный Суд РФ: «Если же суд придёт к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска» (Определение КС РФ от 24.10.2013 №1626 – О).

Поэтому, учитывая изложенные обстоятельства, суды в этом деле должны были предложить истице доказать вину ответчиков. Если же она бы отказалась или не смогла бы доказать голословные утверждения своей стороны, следовало в иске отказать.

Однако смоленские суды решили иначе, признав допустимыми доказательствами состряпанный сотрудниками потенциального ответчика акт и голословные, порой противоречащие здравому смыслу утверждения заинтересованных лиц.

А Виталий Николаевич посчитал для себя унизительным доказывать, что он не верблюд. И был в полном своём праве. Внутренне я был с ним абсолютно согласен, но некоторый опыт взаимодействия с нашей судебной системой подсказывал мне, что лучше состязаться, даже когда не обязан…

Этот порочный принцип смоленского правосудия, скорее всего, предстоит нам обжаловать в Конституционном Суде.

А пока приходится состязаться, ведь не дремлет и вторая соседка Виталия Николаевича: 22 декабря подала иск (47730 руб. материального вреда, 5000 руб. морального вреда и 1631 руб. 90 коп.

госпошлины), 23 января состоялось предварительное заседание. Основное заседание назначено на День святого Валентина в 10 утра.            

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/2/2/kto_otvechaet_za_obschedomovoe_imuschestvo_mnogokvartirnogo_doma

Общедомовые нужды (ОДН) в жилищно-коммунальной сфере – RSS – Официальный сайт Роспотребнадзора

Общедомовое

Общедомовые нужды (ОДН) – это коммунальные услуги, которые используются в процессе содержания общего имущества в многоквартирном доме.

            К ним относятся расходы на водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение (отопление), которые используются вне жилых или нежилых помещений в многоквартирном доме и согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), должны оплачиваться всеми потребителями, вне зависимости от оборудования жилого или нежилого помещения индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета.

            К таким коммунальным услугам относят:

  • технические потери во внутридомовых инженерных системах водоснабжения, электроснабжения, тепловой энергии и оборудования многоквартирного дома (потери коммунальных ресурсов при возникновении аварий, промывка инженерных систем и их заполнение, гидравлические испытания),
  • уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений, входящих в состав общего имущества,
  • благоустройство и содержание придомовых территорий (полив газонов, клумб, обслуживание детских площадок, уличное освещение),
  • освещение и обеспечение теплом подъездов, чердаков, подвалов,
  • работа лифтового или иного оборудования, являющимся общим имуществом, работа домофонов, систем видеонаблюдений, антенного оборудования и многое другое.

            Перечень общего имущества в многоквартирном доме определен статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К нему относят: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

            Порядок расчета ОДН.

            Размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, зависит от способа оборудования многоквартирного дома общедомовыми (коллективными) приборами учета.

            Так, при наличии общедомовых (коллективных) приборов учета объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определяется как разница между показаниями общедомового (коллективного) прибора учета и суммарным показаниям индивидуальных приборов учета и нормативами потребления, начисленными для потребителей не имеющих индивидуальных счетчиков за расчетный период.

            Эта разница, если конечно она образовалась, распределяется между потребителями пропорционально общей площади занимаемого помещения.

            Если такой разницы нет, то плата за коммунальные услуги предоставленные на ОДН не начисляется.

            При отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, будет зависеть от площади помещений, входящих в состав общедомового имущества и норматива потребления, установленного для коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Распределение этого объема между потребителями производится также пропорционально занимаемой площади.

            Плата за общедомовые нужды является обязательной составляющей в составе оплаты за коммунальные услуги, но контролировать и регулировать такие расходы можно только при наличии общедомового (коллективного) прибора учета.

            Если же такой прибор учета отсутствует в многоквартирном доме, начисление платы за оказание коммунальных услуг, предоставленные на общедомовые нужды, осуществляется по утвержденным нормативам.

            Платить за содержание внутридомовой инфраструктуры обязаны все собственники помещений в доме, потому что они, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, являются её коллективным собственником. То есть, каждому из собственников принадлежат часть инфраструктуры дома.

            Величина этой доли пропорциональна площади помещения (квартиры) собственника: чем она больше, тем больше его доля в общем имуществе дома.

Однако, собственник не вправе продать, подарить или завещать свою долю.

Но вкладывать свои деньги в содержание общей собственности (общедомовые нужды) он обязан, потому что по законодательству право собственности несёт за собой бремя ответственности.

            Наиболее частые причины высокой платы за ОДН.

1)      Некорректный расчет платы за ОДН;

2)      Незаконные подключения к инженерным коммуникациям многоквартирного дома;

3)      Несоответствие прописанных в многоквартирном доме реально проживающих в нем. Собственники оплачивает ОДН по нормативу, но используется гораздо больше коммунальных ресурсов. Этот перерасход идет в ОДН, который в последствии распределяется между всеми собственниками.

            Способы снижения платы за ОДН.

1)      Установить индивидуальные счетчики во всех квартирах и нежилых помещениях, не использующихся в общедомовых целях, чтобы платить за фактическое потребление, а не по нормативу.

2)      Своевременно передавать показания индивидуальных счетчиков. Если собственники не передают показания вовремя, то от расхода, который посчитал общедомовой прибор учета отнимается среднее значение потребления за последние 3 месяца.

            Кроме того на сумму ОДН оказывают существенное влияние:

·         достоверность сведений об общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества;

·         достоверность сведений о площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме;

·         фактическое число проживающих в квартирах людей. Если в квартире прописан один человек, а проживает пять, то и воды, и электроэнергии они израсходуют больше, чем начислят по нормативу на одного жильца. Согласно п.

56 Правил № 354, если в квартире, не оборудованной индивидуальными приборами учета временно проживают люди (от 5 дней подряд и более), то норматив потребления рассчитывается исходя из числа фактически проживающих в жилом помещении потребителей.

            Действия потребителей при нарушении их прав при начислении ОДН.

            Если нарушаются права потребителей при начислении платы за ОДН, то следует обратиться в соответствующие инстанции.

            В первую очередь следует обратиться за разъяснениями в ту организацию, которая предоставляет жилищные или коммунальные услуги: товарищество собственников жилья, управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию.

            В случае несогласия с действиями должностных лиц указанных организаций потребитель вправе обратиться в Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

            Государственный жилищный надзор – утвержденный Правительством Российской Федерации надзорный орган в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Выявляет и пресекает нарушения в этой сфере со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

            Государственный жилищный надзор работает в каждой области, республике, крае Российской Федерации. В Республике Калмыкия государственный жилищный надзор осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, расположенный по адресу: г. Элиста, ул.Дармаева, д.21.

            Муниципальный жилищный контроль – органы местного самоуправления осуществляют муниципальный жилищный контроль в части организации и проведения на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

            На территории Республики Калмыкия муниципальный жилищный контроль осуществляют администрации муниципальных образований.

            Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. В случае нарушения потребительских прав и санитарно-эпидемиологического законодательства потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в Роспотребнадзор.

            Также, на базе структурного подразделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» функционирует Консультационный центр для потребителей.

            Основной целью его деятельности являются повышение уровня правовой потребительской грамотности населения и развитие на ее основе института самозащиты права.

            Кроме того, специалисты Роспотребнадзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого они могут вступить в рассмотрение дела в суде и давать заключение по нему.

            У специалистов Роспотребнадзора также можно получить консультацию по вопросам, отнесенным к компетенции ведомства.

            Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» расположен по адресу: г. Элиста, ул.Балакаева, д.8, телефон 8(84722) 4-12-26.

Источник: http://08.rospotrebnadzor.ru/rss_all/-/asset_publisher/Kq6J/content/id/233431

Общедомовое имущество: состав и правила содержания по российскому законодательству

Общедомовое

Согласно действующему на российской территории жилищному законодательству, владельцы помещений в многоквартирных домах, кроме прав на сами эти помещения обладают и правом на общедомовое имущество.

Регламентация такого совместного правообладания прописана в статье 36 Жилищного кодекса, а также в 491-м Постановлении Правительства РФ о правилах пользования и распоряжения таковым имуществом.

Важно разобраться, что входит в его состав, и как правильно им пользоваться и распоряжаться.

общедомового имущества многоквартирного дома

Правовая норма гласит, что общественная собственность должна сохраняться в таком состоянии, чтобы (п. 10 Постановления № 491):

  • МКД был в безопасности;
  • не повреждалось само имущество;
  • не подвергались риску жизнь и здоровье жильцов, а также их личная собственность;
  • весь объём общедомового имущества (ОДИ) был доступен всем имеющим на него право жильцам, в том числе и входящим в категорию маломобильных групп населения;
  • не нарушались права проживающих в доме;
  • всегда функционировали все коммуникации;
  • поддерживался должный архитектурный вид здания (соответственно проектной документации);
  • не нарушались законы РФ.

В Постановлении Правительства РФ № 491 указывается, что особые правила для имуществопользования устанавливаются с целью сохранения этой собственности, поскольку в связи с общедоступностью и частым использованием она подвержена большему риску повреждения.

Правила

Согласно законодательно установленным правилам жильцы МКД, в собственности которых находится жилплощадь или даже её часть, имеют право на распоряжение общим имуществом, и, соответственно, несут обязанность по его поддержанию его в должном состоянии. Правила регламентируются Правительством при помощи специальных постановлений.

Это ряд мероприятий, направленных на сохранение её в надлежащем состоянии и, по необходимости, ремонт. Список таких мероприятий составляется в зависимости от ряда факторов:

  • года постройки;
  • степени изношенности здания;
  • конструктивных особенностей;
  • технических характеристик;
  • климатических особенностей региона расположения.

В соответствии с этим перечнем с установленной периодичностью проводят осмотр здания и своевременное устранение обнаруженных дефектов. Существует ряд критериев, по которым оценивается должное состояние общественной собственности:

  • электроснабжение – в рабочем состоянии;
  • температурный режим – соответствует санитарным нормам;
  • на придомовой территории и в доме выполняются регулярные уборочные мероприятия;
  • вывоз мусора (ТБО) – производится регулярно;
  • канализация (удаление ЖБО) – исправна;
  • вывоз ртутных (люминесцентных) ламп – организован;
  • нормы пожарной безопасности – соблюдаются.

Кроме приведённого перечня сюда относятся и работы по озеленению территории, реконструкционные мероприятия при необходимости и пользование общедомовыми приборами учёта (ОДПУ).

Перечень может быть ещё более расширен общим решением жильцов-собственников, а минимальный его состав приведён в правительственном постановлении № 491.

Поддержание надлежащего состояния дома и территории осуществляется при помощи управляющей компании (УК), с которой жильцы заключают соответствующий договор. Кроме УК возможна договорённость и с конкретными исполнителями определённых работ и услуг.

Если же домом управляет товарищество собственников жилья (ТСЖ), то именно эта организация занимается всеми перечисленными работами. Кроме конкретных работ жильцы утверждают и способ финансирования всех перечисленных мероприятий.

Нормативы

Нормативы принимаются в соответствии с необходимым ресурсным объёмом для обеспечения минимума выполнения работ для поддержания дома в надлежащем состоянии. Этот минимальный объём утверждён правительственным постановлением № 290 от 03.04.2013 г.

Если проживающие желают дополнительно ввести в список дополнительные услуги, которые Правительством туда не внесены, то они принимают решение самостоятельно за них доплачивать (такое решение должно быть принято на общем собрании жильцов).

Также есть нормативы, разрабатываемые и утверждаемые субъектом федерации. Если размер норматива всех проживающих в МКД устраивает, и они к нему не имеют претензий, то расчёт коммунальных платежей за общедомовые нужды (ОДН) ведётся по ним.

Если жильцы для расчёта платежей используют ОДПУ, то их размер определяют по полученным показателям за минусом потреблённого в помещениях нежилого назначения. Если же ОДПУ в доме нет, то размер рассчитывается по формуле из пп. в п. 21 Правил 124.

Как определить состав общедомового имущества?

Соответственно ст. 36 ЖК состав ОДИ включает в себя:

  • всё то, что не является составной частью квартир и предназначено для обслуживания более чем одной квартиры: площадки, лестницы, лифты и их шахты, коридоры, бытовые помещения (чердак, подвал и т. д.);
  • другие помещения, которые используются для проведения досуга и других мероприятий;
  • крыша дома, ограждения, сантехоборудование, электрообрудование;
  • территория, на которой расположен дом, и придомовой участок.

При этом размер доли собственности в недвижимости пропорционален доле в ОДИ для жильца (ст. 37 ЖК).

Информация обо всех перечисленных объектах содержится в едином госреестре недвижимости и технических документах на здание, а также в земельном кадастре. Если в технической документации имеется расхождение с данными единого госреестра, то правильными считаются именно последние.

Оформление договора по содержанию и текущему ремонту

Договор между жильцами-собственниками и управляющей компанией (УК) заключается для установления значимых моментов по поводу содержания ОДИ. Тарифы устанавливают единожды в год либо органами местного самоуправления, либо самими собственниками.

Услуги по содержанию

Соответственно ст. 154 ЖК в услуги по содержанию ОДИ входят следующие действия:

  • проверки дома и территории специализированными организациями;
  • обеспечение освещение дома и придомового участка;
  • организация уборочных мероприятий;
  • обеспечение микроклиматических показателей, соответствующих саннормам;
  • соблюдение норм пожарной безопасности;
  • организация вывоза ТБО и удаления ЖБО;
  • обеспечение озеленительных работ на территории;
  • текущие и капитальные ремонтные мероприятия.

Всё это в соответствии с заключённой договорённостью выполняет управляющая компания или ТСЖ. Если проживающие хотят включить в перечень какие-либо дополнительные условия, то они вполне вправе это сделать (с учётом решения общего собрания о дополнительной оплате).

Тариф

Тарифы для оплаты коммунальных услуг ежегодно устанавливаются общим собранием владельцев жилья. Они складываются из 4 слагаемых:

  • оплата за жильё по договору соцнайма;
  • оплата за текущий ремонт;
  • оплата за содержание ОДИ;
  • оплата за капремонт.

Если в квитанции по оплате коммуналки будет указано отдельной строкой, например, «уборка подъезда», то это прямое нарушение, поскольку это входит в оплату за содержание ОДИ, а, следовательно, эта плата будет избыточной.

Плата за содержание

Плата за поддержание надлежащего состояния общедомовой собственности в соответствии с ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса взимается с проживающих в МКД пропорционально принадлежащим им долям.

Плата производится согласно заключённому договору с УК, в котором определён перечень предоставляемых услуг, период времени, в который они предоставляются, а также стоимость конкретных выполняемых работ.

Согласно ст. 307 ГК при заключении договора одна сторона должна выполнить возложенные на неё обязательства, а вторая – за них заплатить по установленному тарифу.

Если договор не был заключён, то и оплачивать счета никто не обязан (нет оформления сделки – нет обязательств – нет нарушения условий договора).

Важно также следить за тем, чтобы в квитанции не были вписаны не оговорённые в договоре услуги.

Если происходит начисление оплаты за неустановленные договором услуги, либо происходит завышение тарифа, то, согласно судебной практике, суды становятся на сторону жильцов.

Законодательно установлено, что владельцы жилых помещений пропорционально своим долям владеют ещё и долями общедомового имущества.

По этой причине они имеют как право им распоряжаться, так и несут обязательство по его содержанию в надлежащем виде.

Для того, чтобы ориентироваться в этом вопросе, для начала следует разобраться, что именно входит в состав ОДИ, и как правильно нужно его содержать.

Источник: https://PotrebPrav.ru/zhkh/obshhedomovoe-imushhestvo-sostav-i-pravila-soderzhaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.