Общедомовых

Содержание

Оплата общедомовых нужд (ОДН) с 1 января 2020 года: что входит в ОДН – Про сад и дом

Общедомовых
(10 5,00 из 5)
Загрузка…

Тарифы на общедомовые нужды с 01.01.

2018 претерпели некоторые изменения, связанные с ростом и изменением списка предоставляемых услуг.

Оплата ОДН входит в обязательный перечень коммунальных платежей, которые должны оплачивать собственники и арендаторы жилых помещений. Какие нововведения они могут ожидать в этом году, поговорим далее.

Что такое ОДН и что в них входит

Под общедомовыми нуждами понимается целый комплекс затрат на содержание и обслуживание общего имущества дома. Собственникам жилья ежемесячно приходят квитанцию на оплату ОДН.

Расчет суммы, указанной в ней, зависит от тарифов организации, оказывающей услуги и расхода ресурсов.

Насчитывать ОДН может любое коммунальное предприятие, управляющая компания, ТСЖ и прочие сообщества, созданные по решению жильцов.

В соответствии с Жилищным кодексом, собственники квартир обязаны оплачивать не только услуги, предоставленные поставщиками ресурсов (свет, вода, газ), но также за содержание придомовой территории, общедомовые нужды, капитальный и косметический ремонт.

Без оплаты ОДН невозможно проведение полноценной уборки помещений и технических этажей, озеленение территории возле дома и создание освещения подъезда. Если жильцы перестанут платить за общедомовые нужды, их дом не будет благоустроен и комфортен для проживания.
Оплачивая квитанции, не многие владельцы интересуется что входит в ОДН.

Печень услуг, включенных в тариф общедомовых нужд, разнится в зависимости от организации, с которой жильцы дома заключили договор.

Как правило, подразумевается выполнение следующего перечня работ:

  1. Уборка придомовой территории.
  2. Запуск отопления.
  3. Уборка в подъездах и лифтах.
  4. Полив живых насаждений.
  5. лифтов.
  6. Уборка на чердаках, подвальных и технических помещений.

Затраты ОДН отражаются в квитанции соответствующей строчкой. Она представляет собой разницу между использованными за месяц жильцами квартиры ресурсами и общими затратами на содержание дома.
Грубо говоря, ОДН – совокупность затрат на содержание общего имущества дома.

К примеру, для полива клумб и влажной уборки помещений, используется водопроводная вода. Ее расход учитывается по показаниям общедомового счетчика. Ежемесячно, затраченные таким образом ресурсы оплачиваются из кошелька жильцов дома.

Если в доме не установлены индивидуальные приборы учета, расчет ОДН осуществляется по формулам и нормативам, принятым на городском или региональном уровне.
Величина общедомовых затрат во многом зависит от сезона, наличия в доме отопления и прочих факторов. Можно с уверенностью сказать, что в каждом жилом доме будет своя сумма ОДН.

Какие изменения относительно ОДН были введены

Оплата общедомовых нужд (ОДН) с 1 января 2018 года претерпела ряд изменения. В наступившем периоде планируется:

  • Проводить строгий контроль за повышением тарифов.
  • Отменить строку ОДН, включив ее в общий перечень услуг.
  • Суммировать затраты на ОДН с затратами на другие услуги.

В 2020 году планируется поднять стоимость ОДН минимум на 3-7%. Итоговая сумма, которую необходимо оплатить жильцам, зависит от площади квартиры. Несвоевременная оплата вполне может привести к начислению пени и аресту банковских счетов.

Составляющие ОДН в 2020 году не изменятся. Рост тарифов возможен, однако он должен быть полностью обоснован руководством управляющих компаний.

По мнению правительства, убрав ОДН из списка предоставляемых услуг, включив его стоимость в общие затраты, граждане перестанут путаться в расчетах коммунальных платежей.

Все внедренные и планируемые для введения ограничения, осуществляются на основе постановления 1148. Общедомовые нужды исчезнут лишь с квитанции, при этом их стоимость войдет в общую сумму. Оплачивать их по-прежнему придется собственникам жилья и арендаторам.

Как будут рассчитываться общедомовые нужды

Расчет общедомовых нужд может осуществляться двумя способами:

  1. Исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
  2. По нормативам, разработанным на местном или региональном уровне.

Если в доме стоят счетчики, проблем с подсчетом затраченных на общедомовые нужды ресурсов не возникнет. Уполномоченным работникам достаточно лишь снимать показания один раз в месяц, определять фактические затраты и умножать их на стандартный тариф.

Когда в доме нет индивидуальных приборов учета, жильцы платят по нормативам. В таком случае, норма умножается на общую площадь дома. Получившаяся сумма распределяется между жильцами исходя из площади квартир.

Ознакомиться с нормативами ОДН может любой собственник квартиры. С этой целью следует обратится в офис управляющей компании или зайти на ее официальный сайт. Как правило, данная информация является общедоступной.

Если у собственника возникнут сомнения на счет назначенной суммы ОДН, он вправе обратится в управляющую компанию за разъяснениями.

Стоит сказать, что жильцам выгоднее платить по счетчикам. Поэтому, необходимо задуматься об их монтаже.

Индивидуальные приборы учета помогут существенно снизить затраты на общедомовые нужды.

Жильцы будут платить только за то количество ресурсов, которое было потрачено на обслуживание их дома.

Можно ли сэкономить на оплате общедомовых нужд

Сэкономить на общедомовых нуждах можно лишь за счет снижения потребления ресурсов, при наличии в доме индивидуальных приборов учета.

Сделать это возможно при помощи:

  • Сокращения потребления холодной воды. В основном она уходит на уборку подъездов и полив зеленых насаждений возле дома. Уменьшить расход можно, однако в большинстве случаев это не целесообразно.
  • Сокращения потребления горячего водоснабжения. Как правило, здесь подразумевается уменьшение количества мероприятий на подготовку дома к отопительному сезону. При проверке системы отопления, происходит большая потеря воды, что увеличивает затраты жильцов дома.
  • Уменьшение количества потребляемой электроэнергии. Лампочки в подъезде, домофоны и лифты тратят приличное количество электричества, оплачивать которое приходится владельцам квартир. Временное отключение позволит сэкономить хорошие деньги.

К примеру, жильцы могут самостоятельно выключать освещение в подъезде в дневное время, сократив общедомовые затраты на электроэнергию.

В большинстве случаев тарифы на общедомовые нужны достаточно приемлемые. Оплатить их сможет каждый собственник жилья. При этом, сокращение потребления ресурсов может привести к крайне негативным последствиям.

Жильцам домов, в которых установлены счетчики, стоит обратить внимание на нецелесообразные затраты ресурсов. Возможно, расход удастся снизить за счет проведения замены коммуникаций.

Так, стоит порекомендовать провести реконструкцию отопительной системы и ХВС.

Если в доме нет счетчиков, снизить затраты на общедомовые нужды не удастся.

Жильцы будут платить по тарифам. В таком случае, стоит один раз заплатить за покупку индивидуального прибора учета и его монтаж, значительно снизив расходы на ОДН в последующие года.

Может ли собственник квартиры отказаться оплачивать ОДН

Выше уже говорилось, что в соответствии с ЖК РФ, собственник недвижимости обязан оплачивать ОДН, ровно, как и другие коммунальные услуги. Отказ от выплат приведет к накоплению долга. В дальнейшем возможно наложение штрафов и начисление пени. Если собственник не оплатит свои долги, дело вполне может быть передано в суд.

В таком случае, будут применены более строгие меры наказания, вплоть до:

  1. Назначения весомых сумм штрафа.
  2. Необходимости оплаты судебных издержек, помимо основной суммы долга и накопившейся пени.
  3. Ареста банковских счетов в счет погашения задолженности.
  4. Ареста имущества и его продажа через аукционы.
  5. В редких случаях, собственника могут привлечь к исправительным работам.

Общедомовые нужды: подведем итоги

С начала 2018 года был введен ряд изменений в отношении ОДН. Общедомовые нужды теперь не будут отражаться в квитанциях в виде отдельной строчки, они войдут в общий перечень предоставляемых услуг.

Начисление ОДН, будет происходить исходя из показаний индивидуальных приборов учета и нормативов, как и в предыдущие года. Управляющие компании вправе поднять тарифы на 3-7%, при условии полного обоснования повышения.

Начиная с 2018 года, контроль за повышением цен будет ужесточен.

Прочтите также: ТСЖ и управляющая компания: отличия и взаимовыгодное сотрудничество

© 2018, Про сад и дом. Все права защищены.

(10 5,00 из 5)
Загрузка… 

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

 

или заполнив форму ниже.

Источник: https://prosadidom.ru/nedvizhimost/gkh/obshhedomovye-nuzhdy/

Нормативы на общедомовые нужды наносят ущерб отрасли ЖКХ

Общедомовых

Ярославль, 18 сентября 2020, 10:40 — REGNUM Система начисления платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды, наносит ущерб всей отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

К такому выводу пришли в Ассоциации региональных расчетных центров. Ассоциация подготовила доклад «Проблема ОДН. Оценка последствий. Варианты решений», опубликованный в телеграм-канале «СоветБезРынка».

Доклад был подготовлен по итогам совещания у заместителя министра строительства и ЖКХ Максима Егорова.

Как следует из доклада, за 3,5 года действий нового порядка начисления платы за общедомовые нужды (ОДН) отрасли нанесен ущерб в размере 197 млрд рублей. Большая часть убытков (около 173 миллиардов) пришлась на управляющие компании.

В 2015 году ОДН был исключен из состава коммунальных услуг и переведен в разряд жилищных, а с 2017 года вступил в силу новый порядок начисления.

Для каждой услуги (холодная, горячая вода, канализация, электроэнергия) был введен норматив, выше которого ОДН быть не может.

ОДН возникает как разница между показаниями общедомового прибора учёта и суммы индивидуальных приборов в квартирах жителей. Однако выяснилось, что фактический ОДН во многих случаях выше норматива.

Поставщик ресурсов выставляет управляющей компании счет за все потребленные услуги.

Расхождение между фактом и нормативом — так называемый «сверхнормативный ОДН» — порой оказывается очень существенным и прямо ложится на управляющую компанию.

«Мы не понимаем, почему и, главное, из каких средств мы должны оплачивать этот «сверхнормативный ОДН», — говорит директор Управдома Ленинского района Ярославля Сергей Поляков.

— Управляющая компания не является потребителем этих услуг. Управляющим организациям фактически навязано посредничество между ресурсоснабжающими организациями и жителями в вопросе ОДН.

Компании несут значительные убытки».

Ситуация характерна для всей страны. Как говорится в докладе Ассоциации региональных расчетных центров, в среднем жители не оплачивают 69% электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, 60% холодной воды, 63% горячей воды и 82% водоотведения. По мнению авторов доклада, нормативы ОДН в регионах существенно занижены. Сложившаяся система непрозрачна и несправедлива.

«Самое главное, никто не может нам объяснить, что это такое — общедомовые нужды, например, по горячей воде. Кто-то моется в подъезде или в подвале? Абсурд! По факту большая часть так называемых «общедомовых нужд» — это просто воровство.

Жители подключаются к электричеству или горячей воде в обход индивидуального счетчика, или же «скручивают» счетчик. Все получившиеся потери вынуждены оплачивать соседи в рамках «нормативного ОДН» и управляющая компания в рамках «сверхнормативного ОДН».

Выявить такое воровство очень сложно, подчас невозможно», — рассказывает Сергей Поляков.

Есть и множество других случаев, когда возникает значительный «сверхнормативный ОДН». Например, когда в квартирах без индивидуальных приборов проживает значительно больше людей, чем прописано. Это особенно характерно для арендного жилья.

Управляющие компании имеют право проверять показания индивидуальных счетчиков. За махинации с ними жильцы могут привлекаться к административной и даже к уголовной ответственности. Управляющие компании устанавливают специальные антимагнитные пломбы. Но и такие меры не могут переломить ситуацию.

Платить за «сверхнормативный ОДН» приходится управляющим компаниям, но делать они это могут только из денег, которые собираются с жильцов за услуги по управлению домами. То есть компания стоит перед выбором: либо направить деньги, собранные на ремонт дома, уборку подъезда и так далее на оплату ОДН, либо копить долги. Последний путь чаще всего и выбирают УК.

По данным авторов доклада, долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями за «общедомовые нужды» в России достигли 120 млрд рублей. К слову, это почти два годовых бюджета Ярославской области. Из них 55 млрд рублей — «мертвая» задолженность компаний-банкротов. Авторы доклада полагают, что существующая система начисления платы за ОДН вредна.

«Очевидно, что под угрозой банкротства управляющие организации изыскивают средства на оплату задолженности перед РСО из собственной выручки. Однако такое изъятие средств приводит к ухудшению качества работ по содержанию и ремонту, причем значительному», — говорится в докладе.

Есть и третий путь — уговорить жителей взять на себя ответственность за оплату сверхнормативного ОДН.

«Жители, конечно, отказываются от этого. Провести собрание собственников, на котором они примут решение о росте платы за жилищные услуги, нереально. А это если и удается, люди сами в шоке от того, сколько им выставляют за «общедомовые нужды».

Этот вопрос можно решить только законодательно, применив ту же логику, что и по индивидуальным прямым договорам между жителями и поставщиками ресурсов. Понятие «ОДН» нужно убирать», — предлагает решение проблемы Сергей Поляков.

Авторы доклада видят один путь — возврат ОДН в состав коммунальных услуг. Это приведет к незначительному увеличению тарифа.

С другой стороны, такая мера позволит избежать неконтролируемого роста долгов перед ресурсоснабжающими организациями.

При этом управляющие компании получат возможность в полном объёме использовать средства на ремонт и обслуживание жилого фонда, а не на оплату долгов за ОДН.

Читайте ранее в этом сюжете: В Ярославской области нашли решение проблемы ОДН

Источник: https://regnum.ru/news/3067261.html

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) – МосТСЖ

Общедомовых

Государство подталкивает управляющие организации и потребителей к повсеместной установке общедомовых приборов учета, делая эксплуатацию домов без них все менее выгодной.

Определяющим нормативным актом тут является постановление Правительства № 344 от 16 апреля 2013 года, устанавливающее повышающие коэффициенты при расчете платы в домах, не оборудованных ОДПУ.

 В статье мы рассмотрим вопросы о том, какие задачи решают общедомовые приборы учета и как используются их показания, на чьи деньги устанавливаются эти устройства, а также как они проверяются и обслуживаются.

В каких случаях нужен общедомовой прибор учета

ОДПУ в многоквартирном доме обеспечивают контроль реального потребления ресурсов жильцами и объемы их фактических поставок от РСО. Такие счетчики устанавливаются на оба вида воды, отопление, электрическую энергию и газовое топливо.

Установка ОДПУ нужна управляющей организации, в первую очередь, для исключения переплаты за потери ресурсов, которые происходят на магистральных сетях поставщика, а также для выявления тех потребителей, которые скручивают показания ИПУ.

Размер оплаты коммунальных услуг формируется с учетом двух моментов:

  • объем ресурса, потребляемый домом;
  • тарифные ставки.

Тарифы ЖКХ повышаются ежегодно, и воздействовать на это ни УК, ни потребители не могут. Однако можно повлиять на объем расходуемых ресурсов, снижение которого позволит получить реальную экономию.

Установка ОДПУ в МКД дает несколько преимуществ:

  • потребление коммунальных ресурсов оплачивается по факту;
  • между ресурсовиками и потребителями разделяются убытки за те потери, которые неизбежно присутствуют на магистральных сетях;
  • фиксируются факты потери ресурсов.

Только при использовании ОДПУ управляющая организация может достоверно установить, какое количество ресурсов потребляется в МКД.

Даже при наличии в квартирах индивидуальных приборов учета потребность в общедомовых счетчиках не исчезает. ИПУ нужны собственникам для того, чтобы оплачивать те ресурсы, которые они по факту потребили. Однако есть еще и расходы на содержание общедомового имущества. Их тоже оплачивают жильцы, но учитываются они при помощи ОДПУ.

Общедомовые приборы учета позволяют также обнаружить скрытые протечки на общих коммуникациях. Без таких счетчиков зачастую даже сам факт протечки остается неизвестным, в результате чего происходит не только переплата, но и появляется потенциальная опасность для конструкций дома.

Общедомовые приборы учета должны ставиться во всех многоквартирных домах, подключенных к централизованным коммуникациям подачи тепла, воды, электричества и газового топлива.

Не устанавливаются ОДПУ в домах, в которых отсутствует техническая возможность их монтажа и правильного применения.

Чтобы зафиксировать данный факт, необходимо провести обследование и подтвердить наличие хотя бы одного критерия, говорящего о невозможности поставить счетчики.

Виды общедомовых приборов учета

В одном здании обычно стоит сразу несколько общедомовых счетчиков, каждый из которых фиксирует потребление отдельного ресурса – воды, тепла, света и газа.

В наибольшем разнообразии представлены тепловые счетчики, которые делятся на 4 вида:

1. Тахометрические. Это недорогой прибор, но для его использования потребуется специальный фильтр, предотвращающий попадание загрязнений, неизбежно присутствующих в теплоносителе.

Отсутствие электронных компонентов позволяет использовать ПУ в условиях высокой влажности, а подключение к отдельной батарее обеспечивает его работу в течение 5 лет.
Однако есть у тахометрических счетчиков и явные минусы.

Они быстро ломаются из-за высокой жесткости воды, колебаний давления теплоносителя и наличия в нем примесей. По этим причинам такие приборы обычно монтируются в частных домах.

2. Электромагнитные. Такие счетчики дают очень точные показания, но для долгосрочной работы им требуется регулярное обслуживание. Сбои в работе ПУ могут вызвать металлические примеси в теплоносителе и неисправности проводки.

3. Вихревые. Устройства этого типа дают правильные показания даже при пропускании теплоносителя с примесями и загрязнениями, а также при скачках его давления. Все это справедливо только при установке дополнительного фильтра и своевременном контроле его состояния. Снимать показания с таких ОДПУ можно в удаленном режиме.

4. Ультразвуковые. Достаточно точные устройства, но в то же время требовательные к условиям работы.

Кто оплачивает установку ОДПУ

В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года четко указано, что установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возлагается на собственников помещений. Именно они принимают такое решение и оплачивают его реализацию. Для установки ОДПУ и начала их использования даже определяли крайний срок – 1 июля 2012 года.

Однако жестко наказывать за несоблюдение данного условия не стали, вместо этого государство применяет меры экономического стимулирования. Прежде всего, они связаны с постоянно увеличивающимися повышающими коэффициентами для расчета оплаты в многоквартирных домах без общедомовых счетчиков воды и других ресурсов.

Если в указанные сроки ОДПУ установлены не были, то к решению этой задачи подключаются управляющие и ресурсоснабжающие организации. УК в данном случае обязана осуществлять следующую работу:

  • направлять владельцам помещений предложения об осуществлении мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности дома;
  • предлагать потребителям принять решение об установке ОДПУ на общедомовом собрании;
  • организовывать такие собрания, на которых будут решаться вопросы о монтаже или замене общедомовых ПУ, о финансировании данных работ и так далее.

Кроме этого УО должна контактировать с РСО, которые также привлекаются к процессу оснащения домов общими счетчиками. При этом оплата все равно возлагается на жильцов, которые могут произвести ее двумя способами:

  • сразу всей суммой;
  • долевыми выплатами на протяжении 5 лет с момента монтажа.

Когда устанавливается ОДПУ, каждый собственник получает счет с указанием общих сведений о его стоимости и суммы к оплате, предъявляемой конкретному потребителю. Расходы владельца определяются его долей в общедомовом имуществе.

Иногда бывает так, что владельцы помещений отказываются оплачивать установку общедомовых счетчиков. В таком случае РСО выполняет монтаж принудительно, и с собственников в дальнейшем взыскиваются необходимые средства. Обязанность жильцов по оплате таких расходов и предоставлению доступа ресурсовикам к местам установки ОДПУ прописана в пункте 12 статьи 13 ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года.

Проведение ОСС по вопросу установки ОДПУ

Общедомовые приборы учета относятся к общему имуществу, а работы по их установке квалифицируются как капитальный ремонт. В связи с этим все такие вопросы решаются исключительно на общем собрании собственников. Оно проводится в стандартном порядке, с предварительным уведомлением со стороны управляющей организации.

УК при проведении ОСС может осуществлять лишь мероприятия ознакомительного характера. При этом собственников нужно уведомлять о необходимости монтажа ОДПУ. В противном случае управляющей организации грозит штраф. Пункт 5 статьи 9.

16 КоАП РФ говорит о том, что занимающиеся содержанием многоквартирных домов организации не должны уклоняться от информирования потребителей о предусмотренных законодательством мероприятиях по повышению энергоэффективности жилья.

Расчет тарифов за потребление КУ

При расчете оплаты для потребителей коммунальных ресурсов учитываются показания как индивидуальных, так и общедомовых счетчиков. Жильцы оплачивают и то, что потреблено внутри квартиры, и расход ресурсов на общедомовые нужды.

Оплата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ) рассчитывается как разница между тем, что насчитал ОДПУ, и тем, что оплатили собственники по ИПУ.

Эта сумма при очередном перерасчете перераспределяется между всеми собственниками.

Описанное общее правило работает в большинстве случаев, но нужно знать и об исключениях. Одно из них описано в статье в нашем журнале. Здесь мы рассмотрели интересный прецедент, когда суд признал расчет платы за отопление по ОДПУ противоречащим Конституции.

Речь в данной ситуации шла о новом доме, в котором застройщик изначально предусмотрел наличие в каждой квартире счетчиков тепла, но отдельные недобросовестные жильцы не обеспечили их сохранность, и УК перестала учитывать при начислении оплаты показания ИПУ.

Один из жильцов остался недоволен повышением платы и дошел с данным вопросом до Конституционного суда. Тот вынес вердикт, заставивший управляющую организацию пересмотреть порядок начисления платежей, а также поставивший под сомнение отдельные положения ПП № 354 от 06.05.

11 и ЖК РФ.

Проверка и замена ОДПУ

Каждый общедомовой счетчик предварительно проверяется заводом-производителем. Его работоспособность при поставке подтверждается при помощи:

  • клейма;
  • отдельной наклейки;
  • написанного на приборе подтверждения, которое дублируется в сопроводительной документации.

ОДПУ регулярно проходят проверки с составлением актов. Например, для счетчиков тепла проверочные действия выполняются перед наступлением холодного сезона. Обязательно делается проверка после выполнения серьезных ремонтных работ на коммуникациях.

Для общедомовых счетчиков расписывается план технического обслуживания, выполнение которого обеспечивает их длительную работу и точность показаний. При обнаружении неисправностей ОДПУ ремонтируются или заменяются. Контролируются все эти процессы УК. При этом любые вмешательства в работу счетчика производятся с привлечением представителей РСО.

Источник: сайт gkh.ru

Вы читали статью «Общедомовые приборы учета» 

Еще статьи в рубрике «Приборы учета»

Источник: https://mostszh.ru/obshhedomovye-pribory-ucheta/

Тайна раскрыта: что такое ОДН? Как подсчитать расходы на общедомовые нужды?

Общедомовых

Забирая из почтового ящика очередную квитанцию за коммунальные услуги, многие собственники квартир редко задумываются о том, что значат те или иные аббревиатуры, за которые им предлагается платить. ХВС, ГВС, ОДН – список достаточно обширен. В статье ниже будет подробно расшифровано, что такое ОДН, а также подробно освещены вопросы расчета платежей за ОДН на примере электроснабжения.

Расшифровка

Аббревиатура ОДН расшифровывается как «общедомовые нужды» многоквартирного дома (также называемого в нормативных актах МКД). Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), собственникам помещений в МКД принадлежат не только их квартиры/кладовые помещения/машиноместа, но и общее имущество (по праву долевой собственности).

Под общим имуществом подразумевается обширный список, а именно:

  • лестничные площадки и лестницы;
  • лифты;
  • коридоры;
  • технические этажи;
  • крыша МКД;
  • чердаки и подвалы;
  • все механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, обслуживающее более одного помещения;
  • земельный участок, на котором расположен МКД;
  • все объекты, расположенные на данном земельном участке и предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД, включая элементы озеленения и благоустройства, и др.

ОДН представляют собой коммунальные услуги, потребляемые для целей обслуживания перечисленного выше общего имущества дома.

Что такое общедомовые нужды в квитанции коммунальных платежей?

В коммунальные услуги, расходуемые на общедомовые нужды, входят следующие услуги:

  • освещение придомовой территории, подъезда, коридоров и других мест общего пользования;
  • электричество, потраченное на работу лифтов, домофонов и пожарной сигнализации, насосов водоснабжения и др.;
  • мойка мест общего пользования и мусоропроводов;
  • полив зеленых насаждений на земельном участке МКД;
  • мойка коммуникаций;
  • расходы на отопление подъездов и других мест общего пользования;
  • расходы на уборку общедомовых помещений и земельного участка;
  • расход воды, сбрасываемой при ремонте систем отопления.

Отдельно можно отметить технические потери – внутридомовые потери электроэнергии, воды, тепловой энергии и др., которые могут быть связаны как с аварийными ситуациями, например, небольшими протечками труб, так и с необходимостью – например, расходование воды для пролива систем при подготовке МКД к отопительному сезону.

Также потери электроэнергии и тепла могут происходить в связи с конструктивными особенностями дома – неэффективное утепление мест общего пользования, использование неэнергоэффективных источников света и т. д.

Оплата содержания общего имущества

Согласно пункту 1 статьи 39 ЖК РФ, а также пункту 38 статьи VI Постановления Правительства РФ №354 (ред. от 13.07.2019 г.), собственники помещений в многоквартирном доме должны оплачивать и содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Оплата ОДН должна производиться за счет собственников в соответствии с их долями в праве на общее имущество в МКД.

Данные доли рассчитываются (согласно статье 37 ЖК РФ) пропорционально размеру площади непосредственно того помещения, которым владеет собственник.

Например, если общая площадь МКД (жилые и нежилые помещения), в котором вам принадлежит квартира в 80 кв.м, составляет 16 000 кв.м, то ваша доля в общей собственности будет равна 80/16 000 = 0.005.

Как производится учет?

Ежемесячно управляющие компании снимают показания с общедомовых приборов учета (ОДПУ) и, разделив потребленные объемы на собственников помещений в МКД в соответствии с их долями, добавляют полученные суммы к сумме индивидуально потребленных ресурсов.

Если же счетчики отсутствуют, то для учета ОДН существуют специальные нормативы потребления. Нормативы устанавливаются властями каждого субъекта РФ.

Например, в соответствии с распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 22.05.2017 г. в Московской области норматив потребления электроэнергии для МКД, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, составляет 0.61 кВт·ч в месяц на кв. метр.

Сумма ОДН в любом случае ограничена нормативом, установленным региональными властями. Если фактическое потребление ОДН в многоквартирном доме больше норматива – разницу оплачивает управляющая организация. Таким образом, у управляющих организаций появляется стимул к внедрению мероприятий по сбережению ресурсов: утепление дома, установка энергосберегающих ламп и т.д.

Вычисление параметра

Для лучшего понимания, что такое ОДН и как происходит вычисление этого параметра, приведем пример его расчета по электроснабжению МКД в нескольких случаях.

По показаниям счетчика ОДПУ

Vi ОДН = (VОДПУ − Vн − Vжни – Vжи − Vпр) × (Si ∕ Sобщ), где:

  • Vi ОДН– объем ОДН, за который должен заплатить i-й собственник помещения;
  • VОДПУ — показания ОДПУ;
  • Vн — количество электроэнергии, потребленной в нежилых помещениях;
  • Vжни — количество электроэнергии, потребленной в квартирах, не оснащенных ИПУ;
  • Vжи — количество электроэнергии, потребленной в квартирах, оснащенных ИПУ;
  • Vпр — количество энергии, использованной управляющей компанией для производства отопления и горячего водоснабжения (для домов, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
  • Si — площадь i-го помещения;
  • Sобщ — суммарная площадь помещений МКД.

Например:

  • Собственник уже упомянутой выше квартиры в 80 кв.м. имеет квартиру в МКД общей площадью помещений в 16 000 кв.м. – Si = 80 кв.м; Sобщ = 16 000 кв.м.
  • Показания ОДПУ за месяц составляют 5 500 кВт⋅ч. (вся сумма потребления, которая включает как индивидуальное потребление жильцами, так и потребление на общедомовые нужды) – VОДПУ = 5 500 кВт⋅ч.
  • Собственники квартир, оснащенных счетчиками, потребили 4 500 кВт⋅ч . – Vжи = 4 500 кВт⋅ч.
  • Если все квартиры в МКД оснащены счетчиками, то Vжни = 0.
  • Собственники кладовых помещений в МКД потребили 500 кВт ч. Vн= 500 кВт ч.
  • Дом оснащен централизованным предоставлением отопления и горячего водоснабжения, и управляющая организация не тратит дополнительную энергию на подогрев холодной воды. В таком случае Vпр = 0.

Подставляя цифры в формулу, получаем:

Vi ОДН = (5 500 – 500 – 0 – 4500 – 0) x (80/16 000) = 2.5 кВт ч.

Если измерительный прибор не установлен

Как уже упоминалось, расчет в данному случае ведется по нормативам, и формула принимает следующий вид:

Vi ОДН = NОДН × Sо × (Si ∕Sобщ), где:

  • Vi ОДН – объем ОДН, за который должен заплатить i-й собственник помещения;
  • NОДН — норматив потребления, установленный властями субъекта РФ;
  • – суммарная площадь общедомового имущества;
  • Si — площадь i-го помещения;
  • Sобщ — суммарная площадь помещений МКД.

Предположим, что упомянутый в примере МКД расположен в Московской области, он не оборудован лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения. Тогда:

  • NОДН = 0.61 кВт ч.
  • Si и Sобщ известны.
  • Sо = 2500 кв. м.

Подставляя цифры в формулу, получаем:

Vi ОДН = 0.61 x 2500 x (80/16 000) = 7.625 кВт ч.

Проведя расчет по двум вариантам, можно определить, что оплата за ОДН по электричеству в любом случае будет выгоднее, если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета электроэнергии.

Возможность отрицательных показаний

Отрицательные показания (или даже нулевые) по ОДН за электроэнергию возможны, если общедомовой счётчик зафиксирует за отчетный период потребление электричества меньше суммарных показаний квартирных приборов учёта.

Это может произойти, если в нескольких квартирах МКД отсутствуют индивидуальные счетчики электроэнергии и собственники оплачивают общедомовые нужды по нормативам. При этом объем фактического потребления данных квартир значительно меньше нормативов (например, в квартирах никто не проживает и не тратит электричество).

Согласно Постановлению Правительства РФ №354 отрицательную разницу по ОДН поставщик услуги обязан пересчитать, разделив между квартирами. При этом берется значение, пропорциональное количеству проживающих в конкретной квартире.

Например, разница между показаниями ОДПУ электроэнергии и суммарными показаниями квартирных счетчиков составила 100 кВт/ч. Всего в доме прописано 200 человек. Отрицательная разница распределится следующим образом: (- 100) / 200 = -0.5 кВт ч.

Если в отдельно взятой квартире, в которой прописано 3 человека, за месяц потребили 120 кВТ ч, то в результате перерасчета количество потребленной электроэнергии будет уменьшено на 3 х 0.5 = 1.5 кВт ч и составит 118.5 кВт ч.

Необходимо помнить: приобретая квартиру в многоквартирном доме, вы приобретаете еще и часть общей собственности, за которую вам также необходимо будет платить.

Чем эффективнее управляет вашим домом управляющая организация, чем больше внедряется мероприятий, направленных на поддержание энерго- и тепло эффективности дома, чем больше установлено приборов общедомового учета и индивидуальных счетчиков, тем меньшую сумму вы сможете увидеть в ежемесячных счетах на оплату.

Источник: https://pravovoi.center/zpp/nekachestvennyj-uslugi-zhkh/problemy-s-elektrichestvom/normativ-potrebleniya-na-odn.html

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Общедомовых

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет? 

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.

№ 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении).

Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил.

В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Узнайте, кто и в каком порядке проводит проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета, из “Домашней правовой энциклопедии” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений.

Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г.

№ А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14).

Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество.

Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета.

“Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами.

Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц.

В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения.

Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек.

Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”

“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них.

Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом.

Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить? 

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно.

Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года.

Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления.

При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г.

№ А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014).

Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст.

20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г.

 № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим.

Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать.

Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п.

48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п.

17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г.

№ 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г.

№ 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

*** 

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Источник: https://www.garant.ru/article/695719/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.