Обязанности собственника по оплате коммунальных услуг

Содержание

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Обязанности собственника по оплате коммунальных услуг
Энциклопедия МИП » Жилищное право » Коммунальные услуги » Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Плата за коммунальные услуги включает в себя строго ограниченный перечень статей.

ЖК РФ предусмотрено обязательство вносить плату за жилое помещение и потраченные коммунальные услуги, которая ложится на плечи населения.

При этом неважно, на каком праве гражданин пользуется жильем: будет это коммерческий или социальный найм, арендный договор или же договор о праве собственности.

Необходимо помнить о том, что со стороны собственника плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна вноситься в строго определенный срок, который установлен НПА РФ.

Обязанность своевременной оплаты                                     

Итак, если обратиться к действующим нормативно-правовым актам в сфере жилищного законодательства, то внесение платы за жилое помещение формируется у следующих категорий граждан:

  • нанимателя, который заключил социальный найм с органом госвласти на жилье муниципального фонда;
  • арендатора квартиры, предназначенной для проживания, которая числится в рамках государственного или же муниципального фонда;
  • члена жилкооператива, который осуществил вступление в данную организацию;
  • у собственника дома, в момент возникновения права собственности и пр.

Этот перечень граждан, на которых возлагается обязательство осуществлять внесение платы за коммунальные услуги и жилье, закреплен ст. 153 ЖК РФ.

Ну а теперь необходимо остановиться на каждой из категорий населения более подробно. Итак, если говорить о такой когорте, как наниматели, заключившие найм с органами муниципального или государственного уровня власти, то плата за жилое помещение и коммунальные услуги дробится на следующие пункты, которые устанавливает законодательный порядок:

  • эксплуатация жилья (если говорить проще – наем квартиры).
  • , а также текущий ремонт жилья. Кроме того, с граждан, заключивших найм, взимается размер платы за жилое помещение и общее имущество, которое находится на территории постройки многоквартирного типа. Капитальный ремонт спонсируется из личных средств собственника жилья муниципального фонда, которое выступает предметом договора, подразумевающего наем нуждающимися слоями граждан.
  • Плата за коммунальные услуги, которые были потреблены в момент эксплуатации жилой постройки из муниципального фонда, по поводу которой был заключен найм.

Если говорить про собственника жилого помещения в многоквартирных постройках, то плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя следующие статьи расходов:

  • и ремонт квартиры, а также общего имущества на территории многоквартирного сооружения. Однако в отличие от граждан, которые осуществили наем жилья из муниципального фонда, на данную категорию населения распространяются платежи и за капитальный, и за текущий ремонт. При этом финансовые начисления осуществляются в рамках законодательного порядка в жилищной сфере.
  • Плата за коммунальные услуги. При этом размер платы за коммунальные услуги для данной категории населения формируется в соответствии с показаниями личных приборов учета.

Если обратиться к ст. 154 ЖК РФ, то можно прийти к выводу о том, что на плечи собственника жилого помещения ложится все бремя расходов на ремонт и содержание недвижимого имущества, которое оговаривается договорами с официальными лицами, осуществляющими тот или иной вид деятельности.

Но при этом законодательный порядок не предусматривает распространение указанной правовой нормы на категории населения, которые оформили коммерческий найм жилья из муниципального фонда. Это связано с тем, что в данных ситуациях в силу вступает гражданское законодательство РФ, а именно, ст. 421.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги имеет определенную структуру, которую устанавливает законодательный порядок. Если говорить про размер платы за коммунальные услуги, приобретенные любой из категорий населения, то он формируется с учетом потребления:

  • холодной и горячей воды;
  • сточных вод;
  • электричества;
  • газа, в том числе, если собственник или гражданин, заключивший найм, приобрел для себя баллоны с природным газом;
  • топлива для отопления (в том числе если отопление жилья собственника или иной категории населения происходит за счет твердого топлива, которое они приобретают для себя посредством использования услуг специализированных на то компаний);
  • вывоз ТБО, полученного в рамках жизнедеятельности населения.

Таким образом, плата за коммунальные услуги включает в себя строго ограниченный перечень статей, установление которого происходит при соблюдении законодательного порядка для всех без исключения категорий населения. Независимо от того, будет это гражданин, заключивший наем помещения из социального фонда, или лицо, выступающее в качестве собственника квартиры.

Кто обязан вносить плату за жилье и коммунальные услуги?

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги – это обязанность, которая возлагается на все без исключения слои граждан, проживающих на территории РФ.

При этом законодательный порядок не устанавливает каких-либо исключений из общего правила.

Жилищно-коммунальные начисления за услуги на содержание и ремонт сооружений должны быть оплачены в срок, который устанавливает законодательный порядок.

В частности, плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна вноситься не позднее 10 числа каждого месяца, который следует за расчетным периодом (то есть предыдущим месяцем).

При этом законодатель не подразделяет, будет осуществляться внесение платы за коммунальные услуги от граждан, которые заключили наем помещения из социального фонда с соблюдением порядка, или же от лица собственника.

Если обязанность не будет исполняться со стороны граждан, которые оформили наем квартиры, то есть будет фиксировано нарушение правил, или же собственника недвижимости, то со стороны государства могут быть применены определенные санкции, например, принудительное взыскание задолженности или начисления штрафа в виде пени.

Оплата расходов за содержание жилого помещения и коммунальные услуги до вселения в жилое помещение

Интересен вопрос и о том, кто несет бремя расходов на содержание и ремонт жилья (будет это коммерческий наем или социальный найм, неважно) до непосредственного заселения квартиры.

Если обратиться к жилищному законодательству РФ, то размер платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами до момента вселения граждан на территорию жилплощади возлагается на плечи непосредственного владельца недвижимого имущества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обязанность вносить предельный размер платы за пользование жилым помещением, возлагается на:

  • муниципалитет, если кто-либо из граждан подал заявление на наем жилья в рамках законодательного порядка из социального фонда, числимого на местном уровне;
  • государство, если найм жилья происходит из федерального жилищного фонда;
  • частного собственника, если аренда или коммерческий найм осуществляется на жилье, которое принадлежит лицу на праве собственности.

При этом следует помнить о том, что законодательный порядок устанавливает, что размер платы за жилое помещение включает в себя пункты и на содержание должного состояния недвижимости, и на ремонт сооружения до непосредственного вселения на территорию жилплощади субъекта правоотношений. Нарушение этого порядка влечет за собой ответственность как со стороны физлица, так и юрлица.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг

Несмотря на то, что законодатель устанавливает обязанность вносить предельный размер платы за коммунальные услуги и начисления за эксплуатацию квартиры (в том числе и на содержание, и на ремонт) на всех без исключения граждан, предусмотрена возможность осуществить изменение размера платы за коммунальные услуги и жилье. В первую очередь это достигается за счет предоставления государственных субсидий, которые направляются на содержание, ремонт недвижимого имущества и оплату коммунальных услуг.

Что включает в себя определение понятия госсубсидии? Кому положены подобные начисления? Более подробно содержание этих тем затронуто в ст. 159 ЖК РФ.

Субсидии могут быть выплачены всем категориям граждан РФ, если будет выявлено нарушение, которое касается начисления платежей за коммунальные услуги. Иными словами, если размер платежа составляет сумму, которая превышает предельный уровень расходов в пропорциональном соответствии с доходами субъекта, то лицу полагается компенсация со стороны государства.

В частности, субсидия будет перечислена в том случае, если размер платежей составляет более 22 % от общего семейного бюджета, так как это прямое нарушение прав и интересов российских граждан.

Подобные субсидии представляют собой одну из самых действенных мер социальной защиты граждан. Чтобы произошел перерасчет размера платы за коммунальные услуги, и были перечислены субсидии, со стороны лица в уполномоченный орган должны быть предоставлены все необходимые документы, в том числе заявление и документ, который подтверждает собой нарушение прав граждан.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги посредством начисления субсидий возможен лишь в том случае, если будет получено официальное заявление со стороны пострадавшего лица. Заявление должно быть представлено в типовой форме. Заявление на перерасчет размера платы за коммунальные услуги и предоставление субсидий не должно содержать как фактических, так и юридических ошибок.

Заявление на перерасчет размера платы за коммунальные услуги и выплату субсидий может подать лично как заинтересованный гражданин, так и уполномоченный от его имени субъект правоотношений.

Заявление направляется либо в МФЦ, либо в Городские центры, в компетенцию которых входит начисление субсидий. Оно может быть представлено в письменной форме, если направляется посредством почты или предоставляется лично, или же в электронном виде.

Электронное заявление на перерасчет размера платы за коммунальные услуги и перечисление субсидий можно скачать на портале госуслуг в свободном доступе.

Заявление рассматривается на протяжении 5 рабочих дней с момента получения документа компетентным органом, после чего дается официальный ответ, если нарушение будет подтверждено.

Принудительное взыскание задолженности по коммунальным платежам

Несмотря на то, что законодатель предусмотрел правовой механизм защиты прав и интересов граждан, если будет выявлено нарушение начисления коммунальных платежей, нормативно-правовые акты регламентируют собой и принудительное взыскание финансовых средств от злостных неплательщиков.

Принудительное взыскание задолженности происходит в том случае, если нарушение сроков оплаты за коммунальные услуги фиксируется на протяжении 2-3 месяцев. При этом взыскание может осуществляться как коммунальным предприятием, посредством наложения дополнительных санкций (отключения от электро- водо- и газоснабжения), так и в судебном порядке.

Принудительное взыскание через суд наступает в том случае, если со стороны неплательщика не поступали финансовые средства на протяжении 36 месяцев.

Если взыскание не возможно по уважительным причинам, то суд может принять решение о выселении жильцов из квартиры, если это не запрещается законом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что избежать ответственности за неуплату коммунальных услуг или платежей за пользование жильем невозможно. Если субъект правоотношений не будет вносить платежи добровольно, то будет осуществлено взыскание по судебному решению.

Опыт нашей команды по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги более 20 лет. Руководитель практики Захарова Е.А. Записаться на удаленную консультацию

Источник: https://advokat-malov.ru/kommunalnye-uslugi/obyazannost-po-vneseniyu-platy-za-zhile-i-kommunalku.html

Почему собственник должен платить за жилищно-коммунальные услуги даже в отсутствие счёта

Обязанности собственника по оплате коммунальных услуг

Согласно жилищному законодательству, потребители жилищно-коммунальных услуг обязаны вносить за них плату на основании выставленных исполнителем платёжных документов. ВС РФ поставил точку в вопросе, может ли собственник не платить за содержание общего имущества, если не получает квитанции, а УО – начислять на долг пени.

Собственник имеет право обратиться в УО для получения платёжных документов

Одна из управляющих организаций Хабаровска обратилась с иском к муниципалитету в суд. УО требовала взыскать с одного из департаментов городской администрации свыше 510 тыс.руб. долга за жилищные услуги и 75,6 тыс. руб. пени, поскольку администрация является собственником нежилого помещения в многоквартирном доме и не оплачивает ЖУ.

Муниципалитет возражал против претензий управляющей организации. Представители администрации города указали, что в договоре, заключённом с УО, значится, что оплата ЖКУ производится на основании счетов-фактур, которые подтверждают факт оказания услуг. Но счета муниципалитет не получал.

Управляющая организация в суде настаивала на том, что не выставление счетов не освобождает собственников помещений в доме от обязанности нести расходы на содержание общего имущества. Жители МКД имеют возможность самостоятельно получить платёжные документы в УО.

Также истец указал на то, что администрации была направлена досудебная претензия, к которой УО приложила квитанции и подробную информацию о расчётах за период неоплаты услуг муниципалитетом.Собственники нежилых помещений и плата за содержание ОИ в МКД

Собственник помещения в МКД обязан нести расходы по содержанию общего имущества

Суд первой инстанции внимательно рассмотрел условия договора, заключённого между истцом и ответчиком, а также требования ЖК РФ общего имущества в доме.

  1. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).

  2. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).

Поскольку муниципалитет является собственником нежилого помещения в МКД, то он обязан вносить плату за жилищные услуги, которые оказывает организация по договору управления с собственниками в указанном доме. Расчёт долга в 510 тыс. рублей, который был сделан управляющей организацией, суд проверил и признал правильным, обязав администрацию оплатить задолженность.

При этом судья подробно рассмотрел вопрос правомерности начисления на долг пени в отсутствие платёжных документов, направленных собственнику. Согласно договору управления, УО была обязана выставлять счета на оплату своих услуг в адрес всех собственников, но не делала этого.

Поскольку должник не обязан платить процент за время просрочки выполнения своих обязанностей кредитора, то УО имела право взыскивать пени только через 10 дней с момента направления в адрес муниципалитета досудебной претензии и расчётов платы за жилищные услуги в спорном периоде (ч. 3 ст. 406 ГК РФ). Сумма пени, которую муниципалитет должен был заплатить в адрес УО, составила 3,8 тыс.руб. вместо 75 тыс.руб.С кого управляющим компаниям взыскивать долги за коммуналку

Собственник имеет возможность самостоятельно рассчитать плату за жилищные услуги

Муниципалитет обратился в суд с апелляционной жалобой. Представители администрации обращали внимание суда на то, что их, как собственников помещения, не ознакомили с протоколом ОСС, на котором был установлен размер платы за содержание имущества. При этом счета на оплату услуг УО в адрес муниципалитета не направляла.

Суд отклонил довод собственника помещения о том, что в отсутствие счетов администрация не могла внести плату за услуги УО. Обязанность оплаты возникает из требований ЖК РФ и условий договора управления. Последним днём для внесения платы собственником за ЖКУ является 10 число месяца включительно (ст.ст. 190 – 192 ГК РФ).

Не выставление платёжных документов не освобождает собственника помещения в МКД от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности. Плата за указанные услуги УО является фиксированной: определяется исходя из площади помещения и установленного размера платы за содержание 1 кв.м. помещения.

Поскольку муниципалитет знал о сроках внесения платежей, установленных договором управления, об утверждённом размере платы за содержание 1 кв.м.

площади помещения, он должен был самостоятельно рассчитать сумму платежа и вносить его ежемесячно.

Также у собственника была возможность обратиться непосредственно в УО для получения платёжных документов (определение ВС РФ от 13.07.2017 по делу № 34-3853/2016).

При этом ЖК РФ не требует, чтобы протоколы ОСС были направлены инициатором собрания в адрес каждого собственника в доме. А ответчик не был ограничен в праве ознакомиться с соответствующими документами, обратившись в управляющую компанию самостоятельно.

Решение суда первой инстанции было оставлено в силе, а жалоба городской администрации отклонена.8 способов воздействия управляющей организации на должников за ЖКУ

Отсутствие квитанций не освобождает собственника от обязанности платить за содержание ОИ МКД

Муниципалитет попытался оспорить данные выводы, подав кассационную жалобу в окружной арбитражный суд, а затем – в Верховный суд РФ. Однако и арбитражный суд, и ВС РФ подтвердили правильность выводов самого первого суда.

ВС РФ в определении по делу отметил:

  1. Муниципалитет, как собственник помещения в доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (ст.ст. 125, 210, 249, 290 ГК РФ, ст.ст. 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ).

  2. Расчёт задолженности, произведённый УО на основании утверждённого протоколом ОСС размера платы пропорционально доле собственника в общем имуществе жилого дома, выполнен правильно, и суды правомерно взыскали её с муниципалитета.
  3. Обязанность собственника по внесению платежей, сроки их внесения прямо установлены законом.

    Отсутствие платёжных документов не освобождает его от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности.

  4. Внесение собственником помещения платы за содержание общего имущества предусмотрена законом, в связи с чем он, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи или обратиться к истцу за соответствующими платёжными документами.

Поэтому ВС РФ отклонил кассационную жалобу городской администрации Хабаровска и оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании с муниципалитета всей суммы задолженности за услуги УО за спорный период.

Запомнить

Несмотря на то, что нормами ЖК РФ и ПП РФ № 354 предусмотрено, что плата за жилищно-коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов, которые должен выставлять исполнитель услуг, собственник или наниматель помещений в многоквартирном доме может самостоятельно рассчитать плату и обязан своевременно её внести.

При этом плательщик может обратиться к исполнителю услуг и получить платёжные документы и иную информацию, в том числе протоколы общих собраний собственников помещений в доме.

Однако если УО не направляет собственнику квитанции на оплату, она не имеет права начислять пени на сумму долга. Суд рассматривает это как ненадлежащее исполнение обязанностей кредитора, просрочку именно со стороны управляющей организации и отклоняет требования о взыскании пени до момента, когда УО предоставила должнику информацию о долге и платёжные документы.

Источник: https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/10353-pochemu-sobstvennik-dolzhen-platit-za-zhku-dazhe-v-otsutstvie-schyeta

Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Обязанности собственника по оплате коммунальных услуг

Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2017 N 306-ЭС17-6930 по делу N А65-22631/2015Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу об обязанности собственника помещения в многоквартирном доме в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и расходов на коммунальные услуги.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь статьями 210, 218, 249, 290, 395, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 46, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об обязанности собственника помещения в многоквартирном доме в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и расходов на коммунальные услуги, признав доводы заявителя о самостоятельном содержании общего имущества многоквартирного дома несостоятельными.

Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2017 N 307-ЭС17-3524 по делу N А42-9918/2015Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков в виде упущенной выгоды.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что убытки возникли в связи с несвоевременным внесением гражданами платы за услуги.

Применив положения статей 15, 393, пункта 1 статьи 971, пункта 1 статьи 1105, статьи 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.

2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, не установив в спорный период наличие письменных мотивированных претензий принципала относительно ненадлежащего выполнения условий договора по взысканию задолженности с граждан агентом, придя к выводу, что убытки возникли в связи с несвоевременным внесением гражданами платы за услуги, признав недоказанным размер убытков, суд округа судебные акты отменил, в иске отказал.

Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2017 N 307-КГ17-5968 по делу N А56-31404/2016Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды, установив, что предписание выдано уполномоченным органом, исходя из доказанности факта неверно произведенного товариществом расчета платы за коммунальные услуги вследствие использования им неправильных данных о площади жилых помещений, пришли к выводу о том, что выданное жилищной инспекцией предписание соответствует требованиям законодательства.

В своих выводах суды руководствовались статьями 20, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/ZHK-RF/razdel-vii/statja-153/

Обязанность собственника по оплате коммунальных услуг: момент возникновения, положения статьи 153 ЖК РФ

Обязанности собственника по оплате коммунальных услуг

Приобретение квартиры в новом доме часто сопровождается вопросами по поводу момента возникновения обязанности оплачивать услуги ЖКХ. Распределение обязанностей по оплате содержания общедомового имущества осуществляется в зависимости от условий договора с застройщиком, правового статуса жильца и фактического пользования услугами при заселении.

Обязанность по внесению квартплаты

Плата за жилое помещение включает в себя расходы на содержание дома и инженерных коммуникаций, а также траты на фактически потребляемые ресурсы (электроэнергию, газ, отопление, и т. д.).

Законодательное регулирование внесения платы за жилье осуществляется:

Раздел 7 ЖК РФ определяет структуру и размер платы за жилье, Приложение № 2 к Постановлению № 354 содержит основные формулы для вычисления суммы оплаты за каждую составляющую услуг ЖКХ, а региональные законы определяют величину тарифа для каждого вида коммунальной услуги раз в полгода.

Собственники обязаны вносить плату за содержание жилья и коммунальные услуги с момента регистрации права на жилплощадь в Росреестре (п. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Лица, проживающие в муниципальном жилье на основании договора социального найма, а также их родственники, обязаны вносить плату за услуги ЖКХ наравне с собственниками помещений. За исключением платы за капремонт – ее вносит муниципальный собственник.

Кто платит за ЖКХ, если квартира не оформлена

При покупке жилья у застройщика квартиру можно получить в фактическое пользование с момента сдачи дома в эксплуатацию, но право собственности при этом может быть зарегистрировано только через несколько месяцев, после оформления кадастровых документов.

Оплата коммунальных услуг в таком случае регулируется договором долевого участия или договором покупки жилья у застройщика.

Застройщик в течение 3 месяцев с момента сдачи дома выбирает управляющую компанию на основе конкурса, и данная УК оплачивает коммунальные услуги при одновременном выполнении следующих условий:

  • дом был передан в эксплуатацию;
  • покупатель квартиры ещё не подписывал акт приема-передачи;
  • УК завершила принятие дома от застройщика по договору с ним.

Если УК ещё не выбрана и квартиры не переданы покупателям в пользование, оплату содержания дома должен производить застройщик.

Вне зависимости от даты возникновения права собственности, покупатель, принявший квартиру от застройщика и подписавший акт приемки, несет всю полноту обязанностей по оплате содержания дома и услуг ЖКХ, согласно п.п. 6 п. 2 ст. 153 ЖК РФ, так как оплата производится не за наличие права собственности, а за потребленные услуги.

Важно учесть, что если у покупателя при фактическом приеме квартиры возникли претензии по поводу соответствия ее характеристик параметрам, указанным в договоре с фирмой-застройщиком, то такой покупатель вправе не подписывать акт приема-передачи вплоть до оформления кадастрового документа. Оплата услуг за содержание дома при этом производится застройщиком или управляющей компанией (если она уже выбрана).

Несоответствие параметров квартиры чаще всего касается высоты оконных проемов и потолка, длине стен. При обнаружении таких несоответствий избежать оплаты коммунальных услуг до оформления квартиры можно следующим образом:

  1. Отказаться от подписания акта приемки и потребовать составить акт о фактических параметрах жилья.
  2. Обратиться к застройщику с составленным актом и подать заявление об изменении данных о квартире в соответствии с фактическими ее параметрами.
  3. Подписать акт приемки после изменения застройщиком его условий.

Как правило, застройщик вносит изменения в акт приемки уже после оформления кадастрового документа, который оформляется непосредственно перед регистрацией права покупателя на квартиру в Росреестре.

Ключи от квартиры на время оформления кадастрового документа (1-2 месяца) остаются у покупателя, а коммунальные платежи производятся застройщиком.

Кроме того, если после изменений, производимых при оформлении кадастрового документа, фактическая площадь квартиры окажется меньше заявленной в договоре, покупатель может не только снизить размер платежа за содержание дома, но и потребовать перерасчета суммы покупки.

Момент оплаты коммунальных услуг

В жилищном законодательстве не определен момент внесения платы за услуги ЖКХ, но на практике собственники помещений часто сталкиваются с начислением пени при оплате квитанций в крайний срок – десятого числа месяца, следующего за расчетным.

Данный факт связан с тем, что оплата услуг ЖКХ в большинстве случаев производится не через кассу управляющей организации, а через сторонние платежные сервисы или банки, которые могут задержать прохождение платежа на несколько рабочих дней.

Сумма пени может быть значительной при перечислении крупных сумм (например, при погашении долга) или при регулярной просрочке по вине задержки прохода платежа – при оплате услуг ЖКХ с заработной платы, получаемой регулярно 10-го числа.

Если в бухгалтерии УК была начислена пеня при внесении платежа в срок, необходимо подавать заявление в УК о перерасчете. В заявлении нужно изложить требование убрать пеню из суммы платежа на основании того, что потребитель не несет ответственности за работу платежных сервисов.

К заявлению нужно приложить:

  • копию паспорта;
  • выписку из ЕГРН о правах на жилплощадь;
  • копию последней оплаченной квитанции с указанием даты проведения платежа.

Если УК отказывается проводить перерасчет, нужно потребовать письменное обоснование отказа и направить жалобу в жилищную инспекцию.

Многие УК аргументируют отказ от перерасчета тем, что информируют потребителей о необходимости вносить плату за коммунальные услуги заблаговременно, но данное предупреждение не является обязательным для исполнения потребителями,  так как срок оплаты ранее 10-го числа может быть установлен, в соответствии с п. 1 ст. 155 ЖК РФ, только по решению:

  • управляющей организации;
  • собрания собственников квартир дома.

Устное или распечатанное в виде объявления предупреждение управляющей компании о необходимости оплачивать услуги ЖКХ заранее не может считаться причиной отказа в перерасчете, если точная дата платежа не указана в уставе УК.

Если от неправильного исчисления момента оплаты коммунальных услуг пострадала группа жильцов, они могут инициировать коллективный судебный иск с требованием отмены пеней или изменения способа приема платежей на удобный для жильцов. К иску нужно обязательно приложить копии оплаченных квитанций, а при их утере – выписок из кредитной организации, производившей перевод средств от жильцов в УК.

Обязанность по внесению платы за жилье лежит на физическом лице или организации, которая фактически распоряжается таким жильем и потребляет услуги. Для граждан, приобретающих жилье на первичном рынке, обязанность по оплате услуг ЖКХ возникает не с момента оформления права собственности, а с момента подписания акта приема-передачи и получения ключей от квартиры.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/obsluzhivanije/kvartplata/obyazannost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.