Основание управляющей компании

Содержание

Назначение органом местного самоуправления временной управляющей организации без конкурса

Основание управляющей компании

0

28.02.2020 09:25 28 Февраля 2020 в 9:25

В законе предусмотрено три способа управления многоквартирным домом: непосредственное управление, ТСЖ и управляющая организация. Но иногда бывает так, что ни один из этих способов не является реализованным. В этом случае закон допускает назначение органом местного самоуправления временной управляющей организации без проведения конкурса или ее выбора на общем собрании.

Как это работает в теории

Пункт 17 в ст. 161 ЖК РФ был введен федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ и начала действовать с 12 января 2019 года. Под него государство придумало специальные Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. № 1616.

Орган местного самоуправления назначает временную управляющую организацию, если в многоквартирном доме не выбран и не реализован способ управления таким домом, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления.

Здесь нужно обратить внимание, что сама по себе не реализация права на управление домом – не означает фактическое назначение управляющей организации местными властями. Закон указывает, что такое право используется органом местного самоуправления только в том случае, если порядок открытого конкурса или иного выбора управляющей организации, создания ТСЖ, – не был реализован.

Это возможно, например, в случае признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации. Или если регистрация ТСЖ была признана недействительной, а дом никем не управлялся ранее.

Поскольку дом не может оставаться без реального управления, то назначение органом местного самоуправления временной управляющей организации без конкурса является некой экстренной и вынужденной мерой, которая позволяет решить проблему с обслуживанием в режиме «здесь и сейчас».

Единая программа для ЖКХ

Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

Как это работает на практикеВ нашей стране есть большое количество домов, которые ни одна управляющая организация не захочет взять в управление. Например, это аварийный фонд (но не признанный аварийным в установленным порядке). Или то, что на Севере называется «деревяшками», т.е. деревянными домами с локальными очистными сооружения (септиками и колодцами вместо централизованной канализации). Такие многоквартирные дома, в случае их выставления на конкурс, не проторговываются. Управляющие организации их не берут в управление по причине большого числа рисков, связанных с эксплуатацией. Вне зависимости от состояния жилого фонда его нужно поддерживать по требованиям закона. Однако с учетом того, что соблюсти их невозможно, все эти риски ложатся на управляющую организацию, которая не хочет эти риски на себя брать.Орган местного самоуправления тоже находится под давлением: он проводит конкурс, но результат конкурса – отсутствует. Начинаются проблемы с прокуратурой. В северных регионах в случае передачи в управление «деревяшек» орган местного самоуправления реализует даже некоторые муниципальные преференции, которые, нужно заметить, помогают не всегда.В такой ситуации появление п. 17 в ст. 161 ЖК РФ призвано помочь местным властям решить проблемы с эксплуатацией жилья.Временно назначенная управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом не более 1 года до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или проведения открытого конкурса.

Оказание жилищных и коммунальных услуг во «временных» условиях и процедура выбора

Правила № 1616 исходят из того, что предоставление коммунальных услуг при временном управлении осуществляется ресурсоснабжающими организациями, которые являются исполнителями коммунальных услуг. При этом временная управляющая организация занимается только эксплуатацией, т.е. текущим содержанием и ремонтом.

Для того, чтобы выбрать временную управляющую организацию орган местного самоуправления ведет специальный перечень, который подлежит актуализации уполномоченным органом не реже чем один раз в 5 лет и размещается в ГИС ЖКХ.

В этот перечень организаций включаются управляющие организации, представившие заявление о включении и расположенным на территории соответствующего муниципального образования. Включение в перечень идет в хронологическом порядке.Одной из целью этого нововведения было стимулирование конкуренции.

При определении управляющей организации орган местного самоуправления выбирает ту, у которой наименьшее количество многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций. Если число домов одинаковое, то выбирается та, которая попадает первой в перечень (п. 8 Правил № 1616).

Что делать собственнику?

Если за управление домом никто не хочет браться и орган местного самоуправления назначает временную управляющую организацию, скорее всего, это не самый интересный объект (дом) с точки зрения управления.

Либо дом в аварийном или полуаварийном состоянии, либо тариф является заниженным, либо контингент жителей в таком доме не похож на вовлеченных и педантичных «швейцарцев».

Поэтому в каждой конкретной ситуации нужно относится на временную управляющую организации по-разному: одно дело, если конкурс был признан несостоявшимся из-за нарушения процедуры, а другое, по причине отсутствия желающих управлять домом.

Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

Программа для ТСЖ и УКот 1024 ₽/мес.

Учет, начисления ЖКУ, 1С:Бухгалтерия и работа с жильцами

Подробнее

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти

Другие публикации в блоге

Как управлять апартаментами: варианты работы в условиях отсутствия законодательного регулирования

Рассмотрение претензий о залитии в УО, ТСЖ

Как ухаживать за зелеными насаждениями на придомовой территории

Источник: https://www.gkh365.ru/blog/blog3/the-appointment-of-local-government-interim-management-organization-wi/

Обязанности управляющей компании — читать всем!

Основание управляющей компании

Жильцы многоквартирного дома не всегда знают обязанности, возложенные на управляющую компанию действующим законодательством. Из-за этого возникает непонимание, куда деваются кругленькие суммы по статье « и ремонт» и отсутствие контроля деятельности УК. Рассмотрим основные обязанности управляющей компании.

Взаимоотношения УК и жильцов дома скреплены договором. Каждый собственник объекта недвижимости дома должен получить по одному экземпляру, а один должен остаться в УК. На деле это правило нарушается. Если у владельца квартиры нет на руках письменного документа, то он может обратиться в органы ЖКУ и запросить его.

Права и обязанности управляющей компании — это основные статьи договора. Их прочесть рекомендуется каждому жильцу.

Условия договора одинаковы для всех проживающих в многоквартирном доме. В документе указан срок, в течение которого УК занимается предоставлением коммунальных услуг, ведением хозяйства и ремонтом дома ( ст. 162 ЖК РФ).

В договоре указывается состав имущества жилого дома, его адрес, порядок расчета платы за содержание и ремонт, процедура предоставления коммунальных услуг и срок документа. Он не может быть меньше одного года. Максимальный срок договора — пять лет. Если УК была выбрана на конкурсной основе, то он уменьшается до трех лет.

Важно обозначить в договоре пункт обязанности предоставления УК отчетности. Если такой графы нет, то органы ЖКУ, как правило, представляют отчет о проделанной работе по окончании договора. На самом деле такая обязанность закреплена ст. 162 ЖК РФ и должна исполняться.

Обязанности управляющей компании ЖКХ

В своей деятельности УК должна выполнять эксплуатационно-ремонтные работы и предоставлять организационные услуги.

К эксплуатационно-ремонтным работам относятся

  • выполнение мероприятий для обеспечения безопасности проживания жильцов в доме, поддержанию его архитектурного облика;
  • осмотр имущества многоквартирного дома. Должен проводиться перед отопительным сезоном и после его, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций; проведение текущего ремонта. Если выявленные дефекты требуют значительных финансовых вложений, то ремонт может растянуться на несколько лет.
  • контроль за состоянием внутридомовых сетей, по которым жильцы получают коммунальные ресурсы;
  • соблюдение правил пожарной безопасности;
  • уборка подъездов и придомовых территорий, если последние являются частью имущества дома;
  • вывоз мусора, в том числе и от юридических лиц, офисы которых расположены в здании подотчетного дома;
  • контроль за эксплуатацией общедомовых счетчиков;
  • внедрение энергосберегающих программ, направленных на эффективное использование поставляемых ресурсов. Такие мероприятия проводятся только по согласованию с региональными органами.

Организационные услуги

Помимо этих обязанностей УК должна исполнять организационные услуги. В их перечень входит:

  • аккумулирование средств от предоставленных ресурсов и услуг и оплата поставщикам;
  • борьба с задолженностями;
  • организация работы с поставщиками: заключение договора, контроль качества предоставляемых услуг, перерасчет платы при поставке некачественных услуг;
  • хранение технической и иной документации на жилой дом;
  • выявление расхитителей энергоресурсов: проверки, рейды и т.д.
  • проведение общих собраний с собственниками жилья. Это мероприятие должно быть не реже одного раза в год. На нем представители ЖКХ отчитываются о проделанной работе, о расходах, понесенных в рассматриваемый период, и принимают решение о тарифе на следующий год. Плата за содержание и ремонт дома может быть равна муниципальной или быть выше. В каждом доме она устанавливается индивидуально. Если на собрании УК не утвердила тариф, то считается, что он равен муниципальному (ст. 158 ЖК РФ). В этом случае органы ЖКХ не освобождаются от ответственности за предоставление услуг по ведению хозяйства и ремонту дома даже при нехватке средств, аккумулируемых от собственников жилья.
  • проведение мероприятий по информированию жильцов об изменениях в тарифе;
  • оформление временной или постоянной регистрации.

Все работы, перечисленные выше, управляющая компания должна исполнять обязательно.

Придомовая территория и деятельность УК — где границы?

Придомовая территория — это участок земли, закрепленный за объектом недвижимости. Его площадь определяется строительными актами, предусмотренными Земельным Кодексом.

Придомовая территория является собственностью жильцов дома, они обязаны за нее платить (Постановление Правительства № 491). Содержать такую территорию в надлежащем состоянии — обязанность УК, с которой жильцы заключили договор. В случае не выполнения работ она может быть привлечена к ответственности.

Реальные границы на придомовую территорию можно узнать из акта на земельный участок. Такой документ должно предоставить руководство УК по требованию собственника.

Обязанности управляющей компании по содержанию придомовой территории сводятся к:

  • уборке закрепленного участка земли;
  • проведению мероприятий по озеленению территории;
  • вывоз мусора;
  • установке детских комплексов и поддержанию их в надлежащем состоянии.

При неисполнении своих обязанностей на УК возможно наложение штрафа в размере до 50 тысяч рублей. Контроль за выполнением обязательных работ возлагается на жильцов дома.

Помимо обязанностей управляющая компания наделена некоторыми правами.

Права управляющей компании

  • передавать сведения уполномоченным органам о незаконной перепланировке в помещениях;
  • информировать соответствующие органы об использовании общего имущества не по назначению;
  • принимать участие в мероприятиях по взысканию задолженности с жильцов дома;
  • принимать решение о перечислении резервных средств на погашение задолженности перед поставщиками услуг или на оплату дополнительных работ по ремонту общего имущества собственников;
  • контролировать правильность передачи показаний индивидуальных приборов учета, корректировать платежи в зависимости от полученных сведений;
  • приостановить поставку энергоресурсов, предусмотренных законодательством, при неоплате коммунальных услуг или неполной их оплате.

Ответственность УК

Обязанности управляющей компании и ее ответственность нашли отражение и в Правилах предоставления коммунальных услуг. Они устанавливают ответственность органов ЖКХ за некачественной предоставление коммунальных услуг и неисполнение возложенных на них работ, как договором, так и законодательством РФ.

  1. При выявлении фактов ненадлежащего содержания имущества собственников юридическая организация может распрощаться с 50 тысячами рублями. Если было выявлено нарушение норматива обеспечения жильцов ресурсами, то сумма штрафа составит 10 тысяч рублей.
  2. Статья 44 ГК РФ устанавливает ответственность за действия или бездействия уполномоченных лиц, которые привели к порче общего имущества и нанесению вреда. В этом случае все убытки, понесенные жильцами, перекладываются на управляющую компанию.
  3. Нарушение правил пожарной безопасности может повлечь административную ответственность. В этом случае УК лишиться до 200 тысяч рублей.

Список работ, что входит в обязанности управляющей компании, очень большой. Их знание позволит снять напряженность между жильцами и представителями ЖКХ.

Источник: https://DomaNaNeve.ru/info/poleznoe/o-chem-dolzhny-znat-zhil-cy-prava-i-obyazannosti-upravlyayuschey-kompanii.html

Три этапа создания новой управляющей организации

Основание управляющей компании

Руководители компаний, которые только готовятся выйти на рынок управления многоквартирными домами или заключили первые договоры с собственниками, сталкиваются с множеством вопросов. В помощь им эксперт в сфере ЖКХ Сусана Киракосян и эксперт по корпоративным спорам Андрей Бежан провели курс для начинающих управляющих МКД. Рассказываем об основных темах семинара.

В процессе создания управляющей организации условно выделяются три главных этапа

Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Сусана Киракосян отметила, что получить лицензию на управление МКД и зарегистрировать управляющую организацию – это только начало. Чтобы стать лучшим управляющим МКД, необходимо научиться держать под контролем все сферы деятельности компании, а также знать о рисках, которые грозят молодой УО, и уметь от них защититься.

Эксперт отметила, что от идеи создать новую управляющую организацию до начала деятельности по управлению многоквартирным домом необходимо пройти три этапа:

  1. Планирование и создание.
  2. Подготовка к деятельности.
  3. Начало работы.

Каждый из этих этапов имеет свои стадии, которые могут быть дополнены в зависимости от опыта учредителей новой УО и обстоятельств выхода на рынок управления МКД.Стратегии и инструменты прибыльного роста управляющей организации

Планирование и создание УО

На стадии планирования работы УО необходимо решить несколько важных вопросов: будет ли офис размещаться в собственном помещении или взять его в аренду, а также приобретать или арендовать необходимое для работы оборудование и технику. Тут же учредители должны составить штатное расписание новой компании: какие сотрудники войдут в штат, а кто будет работать на аутсорсинге.

Кадровое обеспечение УО зависит от её финансовых возможностей и предполагаемых размеров: небольшие компании могут обойтись минимумом специалистов.

Обязательно в штате должны быть руководитель УО, главный инженер и отдел ПТО, секретарь и специалист по работе с населением, финансовый отдел (бухгалтер, финансист).

Остальные необходимые специалисты могут работать по договору: юристы, отдел кадров, АДС, специалист по заполнению ГИС ЖКХ, маркетолог и т.д.

Также на этом этапе решаются вопросы о выборе организационно-правовой формы и фирменного наименования. Эксперты напомнили о том, что название новой УО не должно быть тождественно с наименованием уже существующей компании (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ, письмо Минстроя России от 21.06.2018 № 26618-АЧ/04).

Когда у новой компании есть название, юридический адрес и в ней сформирован штат, можно приступать к завершающей стадии этого этапа – государственной регистрации юридического лица.Оценка тождественности и схожести наименований управляющих компаний

Подготовка к работе и её начало

При подготовке к деятельности УО необходимо:

  1. Изучить все законы РФ и субъекта РФ, в котором компания будет работать: как НПА общего характера (кодексы), так и документы, касающиеся эксплуатации и управления МКД, предоставления коммунальных услуг.
  2. Выполнить все лицензионные требования, указанные в ч. 1 ст.

    193 ЖК РФ, п. 3 ПП РФ № 1110. Последствия их нарушения предусмотрены в ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а основания для аннулирования лицензий в судебном порядке – в ч. 2 ст. 199 ЖК РФ.

  3. Подготовить шаблоны внутренних документов (положений, инструкций, приказов) и документов для ОСС, проект договора управления и приложений к нему.

При этом новая УО должна организовать информационную и материальную базу для своей работы: разместить информацию о себе в ГИС ЖКХ и других информационных системах, создать и наладить работу АДС либо заключить договор с подрядчиком, установить онлайн-кассы.

Когда изучены все нормативно-правовые документы, созданы локальные документы УО, можно приступать к работе с жителями многоквартирных домов, которые УО планирует взять в управление. Диалог следует начать с инициативными собственниками, советом МКД, председателем и правлением ТСЖ или кооператива.

После этого УО переходит к завершающему этапу: заключению договоров управления с собственниками помещений в МКД, с РСО и подрядчиками. На этой стадии Сусана Киракосян предлагает УО определить, по каким видам коммунальных услуг требуются договоры с РСО и выгодны ли прямые договоры собственников с поставщиками ресурсов.Рекомендации, как УК выполнить все лицензионные требования

Подробнее – в видеозаписи семинара

На онлайн-семинаре мы также говорили о том, как организовать работу с жителями и их обращениями, какие существуют риски в сфере управления многоквартирными домами и разобрали кейсы работы со стартапами управляющих организаций.

Мы обсудили, какие органы проверяют управляющие организации, и главное – где компании брать деньги на оплату административных штрафов.

Андрей Бежан рассказал о том, что на первоначальном этапе деятельности для управляющей организации оптимальна форма ООО, и привёл примеры из судебной практики о том, какие действия руководителей УО могут привести к банкротству компании и субсидиарной ответственности ее органов управления . Подробный разбор всех этих тем вы найдёте в видеозаписи онлайн-семинара.

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/10873-tri-etapa-sozdaniya-novoy-upravlyayuschey-organizacii

Обязанности управляющей компании перед собственниками многоквартирного дома?

Основание управляющей компании

На управляющую организацию возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (МКД), по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома и предоставлению коммунальных услуг.

Основания возникновения обязанностей управляющей организации

Собственники помещений в МКД могут выбрать в качестве способа управления домом управление управляющей организацией (п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, то управляющая организация для управления таким домом определяется решением уполномоченного органа (органа местного самоуправления/органа государственной власти субъекта РФ) на срок не более года (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ; п. 2 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616).

Обязанности управляющей организации устанавливаются договором управления МКД, а в случае определения управляющей организации решением уполномоченного органа – указанным решением. К ним, в частности, относятся (ч. 2.3 ст. 161, ч. 1, 2, 4 ст. 162 ЖК РФ; п. 2 Правил № 1616):

  • выполнение работ и оказание услуг по управлению МКД;
  • оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  • предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в доме, а также лицам, которые пользуются помещениями в этом доме, либо в установленных случаях обеспечение готовности инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг;
  • осуществление иной направленной на достижение целей управления МКД деятельности.

Перечень указанных работ и услуг приводится в договоре или вышеуказанном решении уполномоченного органа (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ; пп. “а” п. 2 Правил № 1616).

Обязанности по управлению МКД

Управление МКД предполагает выполнение установленных стандартов, в частности (ч. 3.1, 6 ст. 45, ч. 13 ст. 155 ЖК РФ; п. п. 2, 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416):

  1. прием, хранение и передачу технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования, а также их актуализацию и восстановление (при необходимости);
  2. ведение реестра собственников помещений в МКД и предоставление этого реестра в определенных случаях заинтересованным лицам, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в доме на основании договоров;
  3. подготовку предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в МКД, например о проведении капитального ремонта дома, о мерах для снижения объема потребления энергоресурсов;
  4. организацию рассмотрения общим собранием собственников помещений в МКД вопросов, связанных с управлением домом, а также в установленных случаях обеспечение проведения общего собрания по обращению собственников помещений в МКД, в том числе направление уведомлений о проведении собрания и оформление необходимых документов;
  5. организацию оказания услуг и выполнения работ согласно перечню, утвержденному решением общего собрания, например определение способа выполнения работ, заключение договоров на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и контроль за подрядчиками;
  6. организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, в том числе начисление платежей и взносов по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества и коммунальных услуг, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД, а также письменное информирование в установленные сроки об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД

В части надлежащего содержания и ремонта общего имущества МКД к обязанностям управляющей организации, в частности, относятся (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ; пп. “б” п. 2 Правил и Минимального перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290):

  1. проверка технического состояния видимых частей конструкций;
  2. проверка кровли на отсутствие протечек, а при их выявлении – незамедлительное устранение вызвавших их нарушений;
  3. проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи, снега и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод;
  4. работы в целях надлежащего содержания лестниц, фасадов, внутренней отделки, полов, оконных и дверных заполнений;
  5. проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, коллективных (общедомовых) приборов учета;
  6. замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);
  7. восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  8. организация проведения работ по устранению нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях;
  9. сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
  10. работы по содержанию и очистке придомовой территории;
  11. работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (за исключением уборки мест погрузки таких отходов);
  12. проверка состояния и при необходимости выполнение работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома.

Для повседневного контроля за работой внутридомовых инженерных систем дома, контроля качества коммунальных ресурсов, круглосуточной регистрации и контроля выполнения в установленные сроки заявок собственников и пользователей помещений МКД по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества МКД, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств управляющей организации, предусмотренных договором управления МКД, управляющая организация должна создать круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу (п. п. 9, 10, 12, 13 Правил № 416).

Обязанности по предоставлению коммунальных услуг

В части предоставления коммунальных услуг управляющая организация, в частности, обязана (п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354):

  1. предоставлять их в необходимом объеме и надлежащего качества;
  2. заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг (за исключением установленных случаев, когда ресурсоснабжающая организация заключает договор с потребителем);
  3. при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать (принимать) показания такого прибора учета в установленный период, предоставить потребителю возможность ознакомиться с ними;
  4. обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета не позднее трех месяцев со дня принятия собственниками помещений в МКД решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета (далее – ОДПУ) в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (кроме случаев, когда предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающей организацией).

Если коммунальные услуги предоставляет ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ресурсоснабжающая организация), управляющая организация обязана (ч. 11 ст. 161 ЖК РФ):

  1. предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (если они передаются собственниками и нанимателями помещений в управляющую организацию) и ОДПУ;
  2. осуществлять контроль качества предоставления коммунальных услуг и непрерывность их подачи;
  3. принимать от собственников и нанимателей обращения о нарушениях требований к предоставляемым коммунальным услугам или нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями при рассмотрении таких обращений;
  4. обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу МКД для осуществления в предусмотренных случаях приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг либо самостоятельно производить указанные действия по соглашению с ресурсоснабжающей организацией.

Обязанности по предоставлению информации

Управляющая организация должна обеспечить собственникам помещений в МКД свободный доступ к установленной законом информации о своей деятельности путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ; разд. 10 Состава информации, утв. Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016).

По запросам граждан управляющая организация обязана предоставлять информацию о выполненных работах и оказанных (предоставленных) услугах, о ценах (тарифах) и размерах платы за такие работы и услуги, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и внеочередных собраниях собственников помещений, а также иную предусмотренную информацию в срок от одного до десяти рабочих дней (ч. 2 ст. 165 ЖК РФ; п. п. 34, 36 Правил № 416).

Управляющая организация ежегодно в течение 1 квартала текущего года, если иное не установлено договором, должна представлять собственникам отчет о выполнении договора за предыдущий год, а также размещать указанный отчет в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ).

Другие статьи:

  • Совет многоквартирного дома.
  • Для чего нужен совет дома?
  • Действия совета дома при неисполнении управляющей организацией своих обязательств по договору.
  • Требования к оформлению протокола общего собрания собственником многоквартирного жилого дома.
  • Как обжаловать протокол общего собрания собственников (членов ТСЖ, ТСН, ЖСК) МКД, которого не существует?
  • Куда и как жаловаться на управляющую компанию (ТСЖ, ТСН и ЖСК)?
  • Не очищают придомовую территорию дома от снега?
  • Как составить и предъявить претензию в управляющую компанию о неоказании (некачественном оказании) услуг?
  • Как экономить на стоимости отопления квартиры (помещения) в многоквартирном жилом доме?
  • На автомобиль упал снег(лед), как и с кого получать компенсацию?
  • Жилищная инспекция (ГЖИ).
  • Сколько хранить документы об оплате жилищно-коммунальных услуг?
  • Как отменить судебный приказ или заочное решение?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cd58c0d9885ae00b345594e/obiazannosti-upravliaiuscei-kompanii-pered-sobstvennikami-mnogokvartirnogo-doma-5dc1ee6dddfef600ad79d9a0

Назначение управляющей организации как способ управления многоквартирным домом-новостройкой – Управление персоналом

Основание управляющей компании

Е.А. Шипунова, адвокат, к.ю.н.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).

В настоящее время собственники жилых помещений в многоквартирном доме довольно часто прибегают к услугам управляющих организаций. Однако на практике, в частности в домах-новостройках, это оборачивается невозможностью выбора и смены управляющей организации в силу определенных обстоятельств, высокими тарифами и рядом других проблем.

Добровольно-принудительный выбор способа управления

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Часть 4 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, собственники жилых помещений выбирают управляющую организацию по своей инициативе, самостоятельно, или она выбирается органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса.

Однако в настоящее время в домах-новостройках существует и иной способ — «назначение» управляющей организации.

Так, граждане – покупатели жилых помещений подписывают договоры уступки права требования к договору инвестирования на строительство многоквартирного дома, в соответствии с которым обязуются до начала оформления прав собственности на квартиры подписать с эксплуатирующей организацией, назначаемой заказчиком строительства, договор на управление и эксплуатационное обслуживание жилого дома.

При этом хотелось бы отметить, что ответственность за нарушение данного обязательства договор инвестирования не предусматривает.

В свою очередь, в самом тексте договора на управление и эксплуатационное обслуживание жилого дома содержатся положения, согласно которым граждане реализуют свое право выбора на управление путем подписания договора (т.е., подписав договор, подтверждают, что выбрали способ управления, управление управляющей организацией, и выбрали саму управляющую организацию).

Следует заключить, что указанный способ «назначения» противоречит действующему жилищному законодательству.

Однако отчасти такой способ является вынужденным, поскольку жилые помещения в доме-новостройке раскупаются не сразу, достаточно длительное время многоквартирный дом пустует.

Кроме того, после сдачи дома в эксплуатацию и до оформления гражданами права собственности на практике проходит достаточно длительный период, в том числе потому, что соинвесторы вынуждены обращаться в суд для признания права собственности.

Поэтому, учитывая изложенное, провести собрание собственников просто не представляется возможным по причине их отсутствия.

Органы местного самоуправления, несмотря на письменные обращения граждан, не проводят открытый конкурс, ссылаясь на недостаточное количество собственников в многоквартирном доме.

Размер платы

1. Можно предположить, что «назначение» управляющей организации способствует более эффективному управлению многоквартирным домом, однако возникает вопрос о размерах взимаемых тарифов за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом часть 2 статьи 154 ЖК РФ устанавливает, что «плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги».

Пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.

№ 307) устанавливает, что к коммунальным услугам относяися «деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях».

2. Относительно момента возникновения обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг хотелось бы отметить следующее. Пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ устанавливает, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?160

Управление управляющей компанией в сфере жкх (для организаторов, законы, порядок выбора УК, плюсы)

Основание управляющей компании

Управляющая компания (УК) – форма организации бизнеса, основанная на управлении активами или имуществом определенной категории лиц, как физических, так и юридических, которые по тем или иным причинам не могут или считают нецелесообразным самостоятельно нести бремя управления принадлежащим им имуществом, либо не обладают достаточными познаниями в этой сфере деятельности.
Для подавляющего большинства граждан РФ понятие «управляющая компания» тесно связано с услугами ЖКХ – именно коммерческая деятельность по управлению и обслуживанию жилым фондом является темой для непрекращающихся дискуссий, вызывает массу нареканий и служит неиссякаемым источником для законотворчества различных законодательных органов: начиная с Государственной Думы РФ и заканчивая местными законодательными органами. С 2005 года, когда был принят Закон, позволивший гражданам – собственникам жилья, самостоятельно выбирать способ управления принадлежащей им недвижимостью в многоквартирных домах не утихают споры об эффективности деятельности управляющих компаний, а действующее законодательство пребывает в перманентной стадии «реформ ЖКХ» до сих пор не давших положительных результатов.

Законодательные основы деятельности УК

Для собственников жилья принципиально важными при выборе формы управления своим многоквартирным домом является знание нескольких основополагающих позиций действующего законодательства РФ, которые позволят им не ошибиться в выборе способа управления, оценить преимущества и недостатки возможных вариантов управления МКД и в конечном итоге – принять коллективное решение о выборе способа управления.
В настоящее время УК в сфере ЖКХ могут создаваться в двух организационно-правовых формах:

• Общества с ограниченной ответственностью – (ООО);

• Акционерного общества – (АО).

Это – принципиально при выборе УК для того, чтобы не попасться на уловки мошенников, которые могут предложить услуги по управлению жилым фондом не имея на это права.

Деятельность всех управляющих компаний жестко регламентирована законодательством.
Основополагающим нормативным актом является Жилищный кодекс – (ЖК РФ). На его основе и, в развитие основных положений, содержащихся в нем, принят ряд законов и постановлений Правительства РФ, а так же локальных нормативных актов на уровне местных органов управления.
Другими нормативными актами, с которыми следует ознакомиться, прежде, чем остановить выбор на той или иной УК:

• ФЗ от 8 августа 2001 года № 128; 

• ФЗ от 29 ноября 2001 года № 156; 
• ФЗ от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ.

В этих законах содержаться основные положения, касающиеся лицензирования деятельности УК в сфере ЖКХ.

Сопоставив предоставленные УК документы с требованиями, предъявляемыми государством, вы можете быть уверены в соблюдении УК всех требований законодательства, а так же узнать объем услуг, которые компания вправе осуществлять.

Управление управляющей компанией (для организаторов бизнеса УК в ЖКХ)

Создание управляющей компании по управлению многоквартирным домом – довольно длительный и трудозатратный процесс, который в большой степени зарегулирован государством. Это объяснимо.

Неквалифицированный подход или элементарное незнание методов управления подобного рода предприятием неизбежно ведет к нарастанию претензий со стороны владельцев недвижимости в МКД и существенным нарушениям в сфере законодательства и финансовой дисциплины.

Алгоритм деятельности по управлению управляющей компанией может быть прописан в несколько шагов. Но каждый из этих шагов требует профессионального и ответственного подхода лица (группы лиц) принявших решение об организации такого бизнеса:

1. Подготовка к созданию УК – предусматривает изучение рынка аналогичных услуг, выявление мнения потребителей о недостатках существующих УК, открытие и регистрацию юридического лица в форме ООО или АО, получение лицензии на данный вид деятельности, страхование ответственности, создание материально-технической базы и офиса для размещения компании;

2. Принятие в управление МКД – ответственный этап требующий от руководства выработки агитационной стратегии, показывающей преимущества компании по сравнению с конкурентами.

Большого по материальным затратам и времени сотрудников УК комплекса работ по подготовке и проведению собраний собственников МКД, оформлению протоколов общих собраний, составлению актов обследования состояния инженерных коммуникаций МКД, уточнения границ придомовой территории, принятия технической документации у прежней УК;

3. Непосредственное управление МКД – начинается с:

• Заключения договоров с поставщиками коммунальных услуг (ресурсоснабжающими организациями, являющимися в большинстве случаев монополистами), клининговыми компаниями; 
• Наем и расстановка работников, составления должностных обязанностей для каждой из категорий наемных работников, тарифицирование должностных окладов, контроль за действиями наемных работников;
• Организации бухгалтерского учета и соблюдение форм отчетности;
• Организации своевременного реагирования на жалобы и заявления собственников МКД;
• Организации своевременной доставки квитанций на оплату услуг ЖКХ и приема платежей за поставленные ресурсы и оказанные услуги;
• Создании службы по эффективному взысканию дебиторской задолженности за услуги ЖКХ;
• Организации деятельности аварийной службы: обеспечение работников транспортом, служебными помещениями, инвентарем;
• Взаимодействия с местными органами власти и участие в общемуниципальных мероприятиях, направленных на совершенствование деятельности УК в сфере ЖКХ.

Стратегическое планирование деятельности УК

Чтобы управлять управляющей компанией, для руководства УК на начальном этапе необходимо определиться в какой из двух возможных форм будет осуществляться деятельность возглавляемого ими предприятия:

• В форме простого управления;

• С функциями единого заказчика.

В первом случае задачами УК является выполнение организационно-распорядительных функций по договору с уже существующим в МКД ТСЖ. По гражданско-правовому договору УК выполняет:

• Взаимодействие с собственниками в МКД;
• Контакты с властными и контролирующими органами;
• Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями;
• Работу с клининговыми компаниями;
• Организацию лицевого (финансового) обслуживания собственников МКД.

Во втором случае – функции, помимо перечисленных выше, включают в себя организацию в структуре УК собственных служб по техническому обслуживанию МКД либо заключение от своего имени договоров с третьими лицами – поставщиками услуг ЖКХ и клининга с взыманием комиссионного сбора за посредническую деятельность, которая взимается с собственников в МКД.

Это наиболее распространенная форма деятельности УК, открывающая значительно большие возможности для финансового маневра, но и таящая в себе соблазн нецелевого использования свободных денежных средств.

Для собственников недвижимости в МКД

Порядок выбора управляющей компании

Принять решение о заключении договора на управление управляющей компанией имуществом МКД вправе только общее собрание собственников. При этом количество участников должно составлять не менее 50% от общего количества собственников жилых и коммерческих помещений в доме.

Количество , которые учитываются при принятии решений, зависит не от числа зарегистрированных в той том или ином помещении (квартире), а от размера площади недвижимости. Иными словами – от количества квадратных метров, собственником которых является участник собрания.

Не вправе принимать решения и участвовать в общих собраниях лица, хотя и зарегистрированные на данной жилой площади, но не являющиеся собственниками. 
На равных правах в собраниях участвуют и собственники коммерческой недвижимости, располагающейся обычно на первых (нижних) этажах здания.

Зачастую, ввиду больших размеров площади помещений, которыми они владеют, их голоса становятся решающими при принятии решений.
Решения принимаются простым большинством , поданных по тому или иному вопросу.
Самой распространенной формой организации собраний собственников является заочная форма обсуждения и ания.

При этом инициативная группа, выступившая инициатором принятия какого-либо вопроса, печатает бюллетени, в которых излагается суть проблемы и предлагаются варианты её решения.
Устанавливается срок, в течение которого собственники могут высказать свое мнение – проать.

Принятое решение оформляется протоколом, который является обязательным к исполнению управляющей компанией, если это решение не противоречит законодательству.
Так, нельзя объявить отдельный двор независимым государством или запретить проезд транспорта по муниципальным дорогам, проходящим вблизи дома, установив шлагбаум.

 
Собственники недвижимости имеют право в любой момент сменить управляющую компанию или избрать иную форму управления общей недвижимостью, например – ТСЖ.

Преимущества от управления управляющей компании

Несмотря на многочисленную критику в адрес управления управляющей компанией имуществом МКД, они по-прежнему остаются самой распространенной и эффективной формой управления, поскольку позволяют аккумулировать и перенаправлять на нужды содержания дома средства, поступающие от нескольких МКД.

Для этого необходимо убедится в стабильности работы УК. Узнать, в течении какого времени она осуществляет свою деятельность, какими ресурсами обладает, ознакомится с балансом УК. Все эти данные можно почерпнуть на сайте УК, ведение которого обязательно.

Так же УК обязана ежегодно публиковать отчеты о результатах своей финансовой деятельности.

К плюсам относятся:

• Большинство УК обладает необходимой материально-технической базой для осуществления деятельности в сфере ЖКУ;

• Руководство компании в обязательном порядке знакомится со всеми изменения законодательства в сфере ЖКХ и обязано реагировать на них;
• Договор с УК является юридически значимым документом. В случае нарушения его условий одной из сторон вторая сторона вправе требовать восстановления нарушенного права по суду;
• В ведении УК находятся все вопросы управления домом: материально-технические, хозяйственно-бытовые и организационные. В силу этого любой вопрос решается более оперативно, поскольку нет необходимости обращаться в различные органы для решения той или иной проблемы;
• УК самостоятельно заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями и имеют возможность выбора альтернативных поставщиков услуг если ресурсоснабжающая компания не является монополистом в регионе.
• УК формирует консолидированные квитанции по оплате всего комплекса услуг по содержанию дома и калькуляцию стоимости потребленных ресурсов. Нет необходимости осуществлять раздельные платежи в несколько организаций;
• Деятельность УК подотчетна местным органам управления и жестко регламентирована законодательством. Любое отступление от этих требований влечет привлечение к ответственности руководителей УК;
• Деятельность всех УК застрахована. Если в результате деятельности работников УК у самой компании не найдется средств на возмещение ущерба, за неё это сделает страховая компания. Таким образом, собственник недвижимости не пострадает материально. Все возникшие убытки ему будут гарантировано возмещены.

Заключение

Деятельность УК до сих пор вызывает массу справедливых замечаний. Постоянно вскрываются факты недобросовестного выполнения обязательств или необоснованного завышения тарифов на услуги.

Тем не менее, единственная существующая альтернатива УК – ТСЖ (товарищество собственников жилья) в подавляющем большинстве случаев не оправдывает себя и не в состоянии обеспечить собственникам полного комплекса услуг, которые предлагает УК. Эта «вяложивущая» форма управления МКД – редко оправдывает себя.

Принятие решения об организации ТСЖ – обычно результат гиперактивностиотдельных граждан, преследующих определенные интересы и хорошо знакомых с уязвивыми местами в системе ЖКХ открывающими доступ к материальным ресурсам..

Управление управляющей компанией имуществом МКД – доказавшая свою эффективность форма организации управления в системе ЖКХ. Основная задача собственников заключается в правильном выборе УК и в эффективном контроле за её деятельностью. А рычагов для этого достаточно много.

Источник: https://jilishnik.ru/remont-kommunalnye-uslugi/item/119-upravlenie-upravlyayushchej-kompanii-v-sfere-zhkkh-zakony-poryadok-vybora-uk-plyusy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.